НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

В Научной библиотеке открылась выставка художника Павла Кошарова

Экспозиция «Творческое наследие художника Павла Кошарова» расположена в выставочном зале на втором этаже старого здания Научной библиотеки ТГУ, её работа продлится до начала марта 2020 г. Время работы выставки: пн. – пт. с 10:00 до 17:00. Запись на экскурсии: тел. (3822) 785-109, 529-834.

Рукой Кошарова

Выставка в Научной библиотеке ТГУ знакомит с первым профессиональным художником Томска – Павлом Кошаровым.

Имя Павла Михайловича Кошарова томичам среднего и старшего поколения, особенно увлекающимся краеведением, известно достаточно хорошо. Томск и вся Томская губерния обязаны этому сыну крестьянина Владимирской губернии тем, что сохранился облик губернского города и его окрестностей середины и второй половины XIX века в рисунках и литографиях. Серьезная дата – 195 лет со дня рождения первого профессионального художника Томска – послужила поводом вновь обратиться к его творческому наследию.

Ученик Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, выпускник рисовальных классов Академии художеств Санкт-Петебурга стал первым профессиональным художником, который жил и работал в Томске с 1854 по 1902 годы. Работал в мужской гимназии учителем рисования и черчения, преподавал иконопись в Томской духовной семинарии, вел рисовальные классы в Первом реальном училище (куда перешел из гимназии по просьбе своего друга и первого директора училища Гавриила Тюменцева). Принимал участие в экспедиции знаменитого путешественника П. П. Семенова на Тянь-Шань в качестве рисовальщика.

В 1886 году Кошаров издал первый альбом с видами Томска, куда включил восемь своих литографий. Пятью годами позже стал выпускать серию литографических работ «Художественно-этнографические рисунки Сибири» с описанием. Эти 48 листов можно считать значительным вкладом не только в культуру, но и в науку, ибо рисунки с точностью передают облик алтайцев, их быт, устройство жилища и другие важные для истории и этнографии сведения.

Первой творчество Павла Кошарова жителям современного Томска открыла Галина Колосова, в ту пору заведовавшая отделом редких книг Научной библиотеки ТГУ, где и сегодня хранятся графические и живописные работы Кошарова. В 1990-м году прошлого века она стала инициатором первой выставки, а затем и всех последующих, в том числе и нынешней.

Карандашные зарисовки, конечно, от времени осыпаются. Есть такая проблема, но пока мы еще можем показывать рисунки Павла Михайловича, – дает Галина Иосифовна комментарии к отдельным экспонатам. – Обратите внимание: обложка альбома сделана его рукой. Он готовил и дарил Тюменцеву свои работы. С Гавриилом Константиновичем познакомились в 1870 году, когда Тюменцева перевели из Красноярска в Томск в мужскую гимназию. Их связывали дружеские отношения. Думаю, когда Кошаров составлял описание художественно-этнографических листов, он пользовался богатейшей библиотекой Тюменцева.

Работая с книжным собранием учителя и просветителя Гавриила Тюменцева, которое поступило в Научную библиотеку в 1925 году, среди 700 книг по различным областям знаний Колосова обнаружила и 140 графических листов, в том числе и рисунки Павла Кошарова. Почти сто лет они пролежали, не известные широкому зрителю, а при их публичной презентации вызвали неподдельный интерес как краеведов, историков, так и профессиональных художников.

Роль художника в пору Кошарова была несколько иной, чем сейчас, – комментирует нынешнюю выставку Татьяна Завьялова, художник, преподаватель кафедры дизайна Института искусств ТГУ. – Важная задача – отражение действительности. До появления фотографии только художники и могли запечатлеть облик города, ландшафты, архитектуру, жителей. Поражает уровень работ Павла Михайловича. Смотрю на его литографии, и в голове никак не укладывается: как это можно перевести в литографию? Потому что эта техника предполагает нанесение на камень рисунка в зеркальном отображении. Причем не просто воспроизвести реальность в зеркальном отражении, но сделать это настолько точно и детализированно – это надо быть большим мастером!

Трижды рисунки из библиотечного собрания становились предметами различных выставок, а в прошлом году усилиями Научки был издан альбом. В экспозиции нынешней выставки представлены около 100 рисунков и живописных работ из фондов Научки и Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ. Масштаб личность художника таков, что, как верно заметил директор библиотеки Артем Васильев, выставка адресована всем жителям Томска.

Открывая выставку, президент ТГУ, доктор физико-математических наук Георгий Майер отметил уникальную возможность томичей «познакомиться с бессмертными ценностями культуры, которые хранятся в Томском университете».

Разглядывая рисунки Кошарова, первые посетители выставки, среди которых были художники и музейные работники, отметили серьезную работу художника в плане передачи состояния природы и отношения автора к пейзажу, городскому или природному. На это же отношение к изображаемому обратил внимание и Кирилл Конев, который провел первую экскурсию по выставке:

Это не просто городской пейзаж, не просто архитектура, какой ее видел Кошаров, но и контекст жизни города. Вот мы видим дам, которые вынуждены поднимать платья, чтобы перейти улицу Миллионную, не запачкав подол в грязи. В этом читается и отношение художника, и его характер, и наблюдательность.  Некоторые рисунки представляют Томск таким, каким уже не существует, – Троицкий собор на площади, театр Королева… Но облик города минувших времен важен для истории и для нас, ныне живущих в Томске.

Татьяна Веснина,
музыкальный редактор
Томской областной государственной филармонии,
член Ассоциации театральных критиков

Фото пресс-службы ТГУ и Научной библиотеки

Все фотографии

Яндекс.Метрика