RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Новости

27 May 2019
На выставке «Пушкин и его время» можно увидеть знаки пушкинской эпохи

Магическое слово «Пушкин». «Почему именно сегодня открываем выставку? – думал я, когда ехал сюда. – Ведь день рождения Пушкина – 6 июня. Бывая в Москве, 6 июня я обязательно шел к Пушкину на Тверскую площадь, а потом увидел афишу Басты, который выступает в Томске 6 июня…», - пошутил президент Томского госуниверситета, профессор Георгий Майер во время открытия выставки «Пушкин и его время…».

- 26 мая – по старому стилю родился Александр Сергеевич, а наша выставка содержит прижизненные издания Пушкина, - так объяснила удивление президента ТГУ Галина Колосова, главный библиотекарь отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки.

Галина Иосифовна Колосова, как и ее коллеги, уже не первый раз перед очередным днем рождения поэта достает из фондов книги, которые хранят дух пушкинской эпохи, а также графические листы, передающие облик пушкинской эпохи. Не стала исключением и эта выставка, открывшаяся 24 мая и посвященная 220-летию первого поэта России.

Пушкин живой, как жизнь, живет в печатном слове. Его эпоха глядит с офортов века, который принято называть золотым. В экспозиции соблюден хронологический принцип: от рождения в Москве до дуэли на Черной речке.

- У нашей библиотеки есть «свой» Пушкин, своя очень личная история, связанная с Александром Сергеевичем, - заметил в своем вступительном слове директор Научной библиотеки ТГУ Артем Васильев. – Это наши исторические коллекции – библиотека Василия Андреевича Жуковского, наставника и друга Пушкина, библиотека графа Григория Строганова, состоявшего в родстве с Пушкиным, человека, который много сделал для семьи после смерти поэта, библиотека Александра Никитенко, цензора, с которым поэта связывали непростые отношения.

Эти коллекции хранят не только прижизненные издания Пушкина, не только атмосферу пушкинской эпохи, но в них можно увидеть и отражение личности Пушкина. Конечно, есть и абсолютно уникальные истории, связывающие нашу библиотеку с Пушкиным. Можно вспомнить то время, когда Флоринский только распаковывал библиотеку Строгановых и нашел экземпляр первого издания «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. И это был тот самый экземпляр, который принадлежал Пушкину, а ранее, по легенде, - самой Екатерине Второй, которая оставила там свои пометы на полях. Можно вспомнить, что во время войны в библиотеке спасалось наследие Пушкина. Мы храним память о Пушкине, потому что мы воспринимаем это как своего рода миссию Научной библиотеки.

Еще одну незримую связь Томска и Пушкина выявил Георгий Майер, и эта связь, говоря словами самого поэта, из «странных сближений».

- Этот год – не только год 220-летия Пушкина, но и год, когда исполняется 150 лет создания Периодической системы Дмитрия Менделеева. И в университете проходит Год Менделеева. Но для нас важно то, что Пушкин и Менделеев тесно связаны. Брат матери Менделеева, Марии Дмитриевны (урожденной Корнильевой), был управляющим у князей Трубецких в Москве и держал свой дом, где бывали поэты, писатели. Бывал там и Пушкин. Пушкин называл его «наш Корнилий». Приятно, что личности такого масштаба, как Пушкин и Менделеев, локализуются в Томском университете так или иначе.

Говоря о Пушкине, каждый из выступающих не мог не коснуться темы «мой Пушкин». Майер назвал Пушкина «загадочной личностью». И загадка связана с огромным числом книг, прочитанных поэтом за короткую жизнь.

- Когда я узнал, что Пушкина считают одним из чемпионов мира по чтению, удивился. Когда назвали цифру – 25 тысяч книг, подумал: как-то мало. Но стал считать: если за неделю читать одну книгу, то получается 52 книги за год. За 10 лет – 520, а за 100 лет – всего пять тысяч двести. И тогда оценил читательский феномен Пушкина. Когда думаю, что почитать внукам, то убеждаюсь, что лучше Пушкина ничего нет.

Выставка убеждает в той мысли, что время Пушкина началась с его рождением и длится до сих пор. Но как верно заметила Анна Ахматова, когда мы говорим «пушкинская эпоха», «пушкинский Петербург», то имеем в виду не только русскую литературу. Это что-то совсем другое… Про великолепные дворцы и особняки говорят: «Здесь бывал Пушкин. Здесь не бывал Пушкин». Все остальное никому не интересно. …Рукописи, дневники и книги начинают цениться, если там появляется магическое слово «Пушкин».

О том, как возникала эта магия и в чем она заключается, ёмко, точно и красиво сказал в своем слово представитель филологической школы Томского университета (символично, что выставка открылась накануне Дня филолога) Евгений Третьяков, старший преподаватель филологического факультета, который верно заметил, что Пушкин никогда не был в вакууме.

Он был сформирован эпохой. И это была эпоха великой победы народа в Отечественной войне 1812 года. Это была эпоха Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Это было время философии Фихте, Канта, Шеллинга, Гегеля. Это было время, когда творил Николай Карамзин, последний русский летописец и первый историограф, его «Историю Государства Российского» Пушкин определил как «подвиг честного человека». У Пушкина был свой «подвиг честного человека». Но это было время, когда на Пушкина огромное влияние оказывал Василий Андреевич Жуковский, не только друг и учитель, но его философия нравственного усовершенствования, выраженная в словах «спешите делать добро», повлияла на Александра Сергеевича.

Пушкинская эпоха для отечественной культуры явление уникальное. Она вместила в себя три царствования. Императоры приходили и уходили, а подлинный царь этого времени оставался. Потому что первая треть XIX века – это пушкинская эпоха в сознании русского человека, в русском менталитете сохранился до сих пор определяющий термин:  «золотой век» русской поэзии, русской литературы. Таким олицетворением золотого века стал Пушкин. Про него говорил Гоголь, что в Пушкине мы видим русского человек в его лучших качествах. Это был человек, который умел жить, наслаждаться жизнью, и это наслаждение жизнью умел внушить читателю. Он приблизился к тому, чтобы видеть ценность жизни в самой жизни. В 1834 году написал свои знаменитые строки «летят за днями дни, и каждый час уносит частицу бытия…». В них есть ощущение ценности и важности каждого мгновения жизни. И за каждое из этих мгновений нужно нести ответственность, за каждый сделанный выбор.

В жизни Пушкина этих выборов было с лихвой. Они приводили к шестилетним ссылкам: сначала южная ссылка, потом северная. Они приводили к непониманию близкими поведения поэта. Пушкин терял друзей, которые не одобряли его выбор. Был период скитаний. Был надзор – собственного отца. Были знаменитые карточные «запои». Были долги. И было творчество. Вслед за Жуковским Пушкин мог бы сказать, что для него «жизнь и поэзия одно». В его творчестве нашли отражения все перипетии бурной жизни поэта. А еще в этой жизни был идеал – Лицейское братство. И Пушкин воплотил дружбу в символ. 19 октября – это знак вечной верности, подлинной верности тем идеалам, которые когда-то в молодости были сформированы. А еще в жизни Пушкина были женщины. Это понятно. Его любили, хотя он не был красив. Но «когда он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою, увлекательностью речи», как говорила Анна Керн. Был и дом, к которому он шел в течение всей жизни. Была жена, четверо детей. И было творчество…

Молодой ученый процитировал два пушкинских письма, которые поместил в свой учебник другой Александр Сергеевич – Янушкевич. Одно – о «сахарном Пушкине с яблочным задом», другое - о том, что «хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу». В этих письмах, заметил выступающий, – свойственный Пушкину диалогизм, принципиальная установка на взаимовнимание и человеческое единение.

Выставка и располагает к диалогу эпох, к диалогу поколений, где в День русской поэзии будет звучать музыка не только пушкинского стиха, но и музыка современных композиторов. Разные аспекты творчества и жизни представлены на выставке. Экскурсию для первых посетителей провела Наталья Гончарова (удивительное символическое совпадение). И перед слушателями вставала эпоха, которая прославила Глинку и Алябьева романсами, эпоха, когда тот же Михаил Глинка начал создавать национальную оперу и наряду с «Жизнью за царя» появилась опера «Руслан и Людмила». Это было время, когда царствовал русский ампир, когда возводился Казанский собор в Санкт-Петербурге, а в Москве - Триумфальная арка, символы мощи Российской империи и духовной силы народа-победителя. Время, когда художники стремились запечатлеть лицо эпохи в портретах своих современников. Вглядываясь в эти портреты, в быстрый почерк Пушкина, можно увидеть невидимые токи времени, которое объединяет разные поколения русских людей в нацию.

Радостно, что эта выставка открыта для томичей. И здесь ждут всех, кому дорого магическое слово «Пушкин».

Татьяна Веснина,
музыкальный редактор
Томской областной государственной филармонии,
член Ассоциации театральных критиков

Фотографии Пресс-службы ТГУ и Научной библиотеки ТГУ

Яндекс.Метрика