Советские плакаты Великой Отечественной войныСоветские плакаты, начиная с революционных лет, ярко и доходчиво доносили до широких масс политическую информацию. А в годы Великой Отечественной войны они стали мощным оружием борьбы с противником и средством поддержания морального духа граждан СССР. Печатная плакатная агитация выходила массово, большими тиражами, достигавшими в среднем 100 000 экземпляров. Главным центром ее выпуска являлось Государственное издательство «Искусство», действовавшее в Москве и Ленинграде. Известие о нападении Германии на нашу страну сразу привело ведущих художников-плакатистов в состояние творческой мобилизации, и в первые же дни войны был создан целый ряд знаковых агитационных произведений. Работа А. Кокорекина «Бей фашистского гада!» появилась уже 23 июня 1941 г. Ее сюжет выстроен аллегорически: на защиту социалистической родины, которую символизируют серп и молот, встает народ, чья могучая рука прикладом винтовки разбивает гидру-свастику, состоящую из металла фашистской военщины. Призыв к боевому и трудовому подвигу через яркие патетические образы, обличение врага посредством остро сатирических, а затем и реалистичных фигур – в этом заключалась основная задача наглядной агитации в течение всего военного времени. Худ. А. Кокорекин. М.-Л.: Искусство, 1941. Тираж 100000 экз. 87х60 см По мере развития событий в подходах к лозунгам и образам плакатов происходили знаковые изменения. Изначально борьба с фашизмом сохраняла интернациональный контекст. Например, агитка В. Говорова «Уничтожим гитлеровских людоедов» (1941) выражала надежду на то, что фашистские режимы падут не только под ударом советского контрнаступления, но и от внутреннего сопротивления. Но вскоре стало окончательно ясно, что сокрушить врага можно только собственными силами, и война приобрела поистине народный характер. 7 ноября 1941 г. в годовщину Великого Октября прозвучали слова И. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Это привело к усилению патриотических мотивов в пропаганде, обращению к историческому прошлому страны. И вот на плакате Кукрыниксов идущим в атаку красноармейцам сопутствуют образы Александра Невского, Александра Суворова и Василия Чапаева. Художник П. Алякринский поместил в единый строй воинов разных эпох, которые символизировали историю борьбы русского оружия с германской агрессией. На этом фоне характерный для советской идеологии интернационализм приобрел не столько классовые, сколько этнокультурные черты. Подтверждением тому служит агитка В. Иноземцева «Братья славяне! Все на борьбу против общего врага – фашизма!», на которой видны государственные флаги славянских государств Восточной Европы. Эта работа примечательна и тем, что создавалась далеко от линии фронта – в рамках серии плакатов «Окна ПримТАСС», выпускавшихся во Владивостоке. Худ. В. Говоров. Иваново: ОГИЗ, 1941. 49,5х69 см Худ. П. Алякринский. М.-Л.: Искусство, 1944. Тираж 30000 экз. 60,3х80,1 см
|