Волшебный мир театра Оперἀ в книжной иллюстрацииСерия «Истории книжных раритетов». Выпуск 29
Во Франции опера медленно завоёвывала свои позиции. При Мазарини французская опера находилась в зачаточном состоянии, и всё в ней было итальянским: балеты, танцоры, певцы и машинисты. К счастью, молодой король Людовик XIV имел прекрасный вкус, грацию, возвышенное сердце и необыкновенную склонность к галантности. Он охотно танцевал в балетах, или специальных интермедиях, которыми заполнялось время антракта. В 1651 г. (в возрасте тринадцати лет!) он лично танцевал в балете к мифологической драме «Кассандра» в кардинальском дворце. Драма исполнялась итальянской труппой, личным покровителем которой был сам король.
В 1669 г. маркиз Сурдеак совместно с капельмейстером королевы Камбером и аббатом Пьером Перреном получили привилегию для «Королевской академии музыки», которая была открыта на улице Генего. Начиная с этого времени Париж уже не мог жить без оперы. Настоящая слава приходит к опере во времена Регентства и продолжается до падения Старого режима. Пережив период упадка во времена Революции, опера возродилась при Империи. После революции 1830 г. театр становится самостоятельным коммерческим предприятием под управлением назначенного директора, с твёрдой субсидией от государства, но без диктата двора в определении репертуарной политики. В театре по приглашению дирекции гастролировали знаменитые танцовщицы из Италии, Австрии, Дании и других стран Европы. Специально для них создавались спектакли, призванные раскрыть сильные стороны их дарования.
«Хромой бес» (1836), балет в трёх актах на музыку Казимира Жида, создан специально для прима-балерины театра «Опера́ де Пари́» Фанни Эльслер (Elssler, 1810-1884). Премьера прошла 1 июня 1836 года и имела головокружительный успех. Кульминацией балета стал номер, построенный на движениях в ритме испанского национального танца «качуча», уже вполне известного во Франции, но, благодаря грациозности Эльслер, получившего как бы второе рождение. Фантастический балет «Жизель, или Вилисы» (1841) на музыку Адольфа Адана был создан специально для Карлотты Гризи (Grisi, 1819-1899), а сама она, вместе с Марией Тальони, стала символом романтического балета. В основу сюжета положена старинная славянская легенда о вилисах – девушках, умерших от несчастной любви накануне своей свадьбы и мстящим встретившимся им молодым мужчинам, «затанцовывая» их до смерти. Критики единодушно объявили, что «Жизель» – величайший балет своего времени. Теофиль Готье описал танец Карлотты, как «искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем».В 1843 году композитор Цезарь Пуни и балетмейстер Жюль Перро сочинили балет, получивший название «Ундина, или Наяда». Либретто написал сам балетмейстер, он несколько изменил сюжет и имена оригинального литературного произведения Фуке. Премьера прошла в Лондоне 22 июня 1843 года в Королевском театре Хеймаркет, главные партия исполняли Фанни Черрито (Cerrito, 1817-1909) – Ундина – и Жюль Перро (Perreau, 1810-1892) – Маттео. Ни одно хореографическое произведение не пользовалось здесь таким успехом, как «Ундина». В южных странах – Франции, Италии, Испании – легенда о духе водоёмов, обретшем образ девы, напротив, не получила отклика в сердцах читателей. Филарет Шаль, автор рецензии о лондонском спектакле, выражает надежду, что со временем этот балет будет поставлен в Париже, где его примут с таким же энтузиазмом, как в Лондоне. В заключение следует отметить, что книга «Примадонны театра Оперἀ, или Шедевры музыкального театра в иллюстрациях» входит в состав книжного собрания графа Г.А. Строганова (1770-1857), большого любителя и знатока музыкального театра.
Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru. |