Томские плакаты серии «Окна ТАСС»Наряду с печатными плакатами широкое распространение в военные годы получили агитки серии «Окна ТАСС», которые тиражировались вручную с помощью трафаретов. Свою историю они ведут от «Окон РОСТА», возникших ещё в бурное послереволюционное время по инициативе художника М. Черемных. Сочетая газетный стиль подачи информации и изобразительные средства плакатной агитации, в период Великой Отечественной войны «Окна» представляли собой форму наиболее оперативного отклика пропаганды на быстро менявшуюся обстановку на фронте и в тылу. Технология их создания не давала возможности делать крупные тиражи, но позволяла организовывать производство агиток в рамках отдельной мастерской, избегая долгого издательского цикла. Свои «Окна» выходили во многих городах СССР. Осенью 1941 г. решение о начале их выпуска было принято и в Томске. Автором большинства томских плакатов стал художник М. Щеглов, эвакуировавшийся из Харькова, где уже имел опыт работы над наглядной агитацией. В собрании Научной библиотеки ТГУ сохранился 51 плакат серии, выпущенной в Томске. «Окна ТАСС» всегда тяготели к жанру сатиры, поэтому основной задачей томских плакатистов стало высмеивание германской военной и политической верхушки, а также разоблачение бесчинств фашистских войск. Первые выпуски имели характерные названия: «Битые “козыри”», «Людоед Гитлер и его подручные», «Гитлеровская грабь-армия» и т.п. Немало сатирических сюжетов было создано и на тему взаимоотношений между странами фашистской «Оси». Окно ТАСС №3. Томск, 1942. 155,5х102,7 см Окно ТАСС №4. Томск, 1942. 75,5х198,5 см Вместе с тем значительное место в «Окнах» занимал образ положительного героя – в лице воина Красной Армии, партизана или труженика тыла. Особенностью произведений томской мастерской стало повышенное внимание к тыловой тематике: человек труда либо передавал снаряды или теплые вещи бойцу на фронте, либо непосредственно разил врага результатами своей ударной работы, как, например, в плакате «Больше металла – ближе победа!» (1943). Особняком стоят сюжеты, восходящие к исторической и культурной памяти народа. В частности, на одном из плакатов советский солдат, восседающий на коне и поражающий копьем змееподобное существо, которое символизирует фашизм, весьма определенно напоминает сакральный образ Георгия Победоносца. На другом гитлеровские сателлиты предстали в виде персонажей классических басен И. Крылова. Худ. М. Щеглов. Окно ТАСС. Томск, 1943. 82,5х130,7 см Окно ТАСС. Томск, 1942. 194,8х70 см
*** Агитационные и сатирические плакаты наполняли фронтовую и тыловую жизнь советских людей настроением патриотизма и стойкости. В самые тяжелые периоды войны, пробуждая чувства и мысли о славном прошлом, суровом настоящем и светлом будущем, они были проникнуты верой в разгром врага. Так, сюжет выпущенного в конце декабря 1944 г. плаката В. Иванова «Водрузим над Берлином знамя победы!» пророчески изображал марш советских войск по улицам германской столицы. А итог войны подведён в агитке художника-сатирика В. Дени, которая вышла в свет спустя три дня после долгожданной победы, возвестив шутливо-праздничным лозунгом: «Красной Армии метла нечисть вымела дотла!».
Худ. В. Иванов. М.-Л.: Искусство, 1945. Тираж 50000 экз. 86х57 см
|