Новости26 ноября 2025
Результаты масштабного исследования научно-технических библиотек России представлены на двадцать девятой Международной конференции «LIBCOM-2025»
25 ноября на двадцать девятой Международной конференции «LIBCOM-2025» «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для научных, образовательных, библиотечно-информационных и бизнес-организаций» профессиональному сообществу представлены результаты масштабного исследования научно-технических библиотек России. Исследование является частью Федерального проекта «Развитие научно-технических библиотек России» и проводилось Национальным исследовательским Томским государственным университетом при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Государственной публичной научно-технической библиотеки России, Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук, Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук и участии экспертных сообществ. – Главная цель нашего исследования – подготовить основу для модели научно-технической библиотеки. Но его результатами также станут и интерактивный дашборд с ключевыми цифрами исследования, и аналитический отчет, содержащий тенденции развития отрасли, – рассказал Артем Васильев, руководитель исследования «Проблемы и перспективы научно-технических библиотек России», директор Научной библиотеки Томского государственного университета, кандидат исторических наук. – В докладе мы остановились на презентации дашборда. Работа над аналитическим отчетом и моделью продолжается.
– Дашборд – это интерактивный инструмент из 10 разделов. Он представляет объективную картину текущего состояния научно-технических библиотек нашей страны. В исследовании поучаствовало 669 библиотек. Много это или мало? Результаты красноречиво говорят: достаточно, чтобы увидеть спектр проблем, сильные стороны библиотек и готовность к интеграции, – добавил Артем Викторович. – Дашборд следует структуре анкеты: общая информация о библиотеках, информация о фондах, услугах, инфраструктуре и так далее. Есть отдельная вкладка про организации, где библиотек нет, у них как-то по-другому библиотечная функция реализуется. Это 16% от общего числа участников. Артем Васильев подчеркнул, что дашборд – большой и значимый результат исследования: «До этого ничего подобного в отношении научно-технических библиотек в открытом доступе не было: с аналитикой, понятными графиками и диаграммами. Есть фильтры, которые можно самостоятельно настраивать: учредитель, тип организации, регион, федеральный округ. Самому можно сравнивать, выстраивать корреляции. За счет фильтров можно оценивать региональную или организационную специфику. Для конкретной библиотеки это может быть полезно в плане самодиагностики собственного развития: сравнить себя с похожими библиотеками, увидеть себя в средних цифрах. Знаю, что кто-то уже использует эту информацию для доклада ректору». Руководитель исследования обозначил предварительные содержательные выводы по основным направлениям – кадры, фонды, услуги, сетевые взаимодействия – и ключевые проблемы на основе статистических данных: «Кадры – самая проблемная сфера, особенно с точки зрения демографии. В библиотеках – опытные сотрудники, но заметен возрастной провал и кризис преемственности поколений. Сотрудников до 30 лет всего 6%, в возрасте 31-40 – 12%. 35% – 41-55 лет и 47% составляет возрастная категория 55+. То есть 82% сотрудников библиотек – это люди после сорока лет. С одной стороны, если смотреть на распределение по стажу, это показывает, что у нас хорошее удержание сотрудников, много работает опытных профессионалов, но кризис преемственности поколения – очевидный. В связке с графиками оценки профессиональных компетенций сотрудников и графиками по услугам видим следующее. В основном мы «закрываем» традиционные библиотечные компетенции – поиск информации, комплектование и каталогизация – но оценки по актуальным компетенциям – IT, работа с патентной информацией, проектный менеджмент – достаточно низкие. А это – те компетенции, которые будут играть ключевую роль в развитии научно-технических библиотек для достижения технологического лидерства страны. Что из этого следует? В модели развития научно-технической библиотеки особое внимание должно быть уделено системам повышения квалификации и дополнительного образования, созданию престижа профессии библиотекаря. Как ни грустно это констатировать: по результатам анкетирования в 55% библиотек сотрудники вообще не участвуют в курсах повышения квалификации. Почему так происходит, как эту ситуацию исправлять? Это предмет глубокого системного анализа. Исследование показало заметный дисбаланс в развитии библиотек, который не всегда коррелирует с масштабом организации. Например, по фондам есть библиотеки, которые получают огромное финансирование, а есть 20 процентов, которые вообще такого финансирования не имеют. Наряду с дисбалансом финансирования фондов, мы видим, что фонды библиотек – это их сильная сторона: есть очень большой процент научных фондов, в большей половине библиотек присутствует научно-техническая документация, что важно для всего проекта. Таким образом, библиотеки закрывают приоритетное направление научно-технологического развития России своими фондами. Что видим по услугам? Библиотеки отчетливо делятся на 2 группы. Те, которые в большом объеме предлагают услуги, связанные с научным сопровождением, и другая группа, которая сосредоточена исключительно на поддержке учебного процесса. Направление сетевого взаимодействия. 55% библиотек не указали, что они участвуют в профессиональных объединениях. При этом мы видим некую корреляцию между участием в профессиональных объединениях и повышением квалификации. Есть корреляции между участием в профессиональных ассоциациях и уровнем цифровой зрелости библиотек. Те библиотеки, которые участвуют в профессиональных объединениях – РБА, АППОЭР, НЭИКОН – имеют более высокий уровень цифрового развития, нежели библиотеки, которые не участвуют в таких объединениях» Команда исследования продолжает анализировать полученные результаты и предлагает библиотекам активно использовать дашборд для самоанализа и формирования планов своего развития.
RSS подписка на новости Научной библиотеки
|