Новости25 ноября 2024
Выставка «Игры прошлого и настоящего» завершает работу 30 ноября
Наиболее распространенными были карточные, им посвящена первая витрина, где можно увидеть факсимильные копии западноевропейских карт XVI–XVII веков. Так, в 1979 г. в Лейпциге тиражом 999 экз. была выпущена копия колоды из 48 игральных карт, созданной в 1617 г. Сопровождается она буклетом с краткой исторической справкой на английском и немецком языках. Имя гравера оригинальной колоды 1617 года неизвестно, оно скрыто под инициалами I.M.F. На одной из карт указано имя издателя – Генрих Мюллер. Изображения представляют собой гравюры с медных пластин, раскрашенные вручную. Колода была создана как коллекционная, а не для игры, поскольку у каждой карты своя оригинальная «рубашка» с акварельными рисунками различных растений. В колоде карты четырех мастей – «червы» / «сердца» (Herz, Hearts); «пики» / «листья» (Blatt, Leaves); «бубны» / «бубенцы» (Schellen, Bells); «трефы» / «желуди» (Eichel, Acorns).
Разнообразные варианты карточек использовались и для создания игр в советскую эпоху. Игра «Пионер-сигнальщик», напечатанная Всесоюзным кооперативным издательством, знакомила детей с принципом передачи сигналов с помощью флажков по применяемому в СССР коду. Каждой букве русского алфавита соответствовал определенный сигнал флажками. Детям предлагалось освоить условные знаки и попрактиковаться в передаче тех или иных фраз.
Интересны почтовые открытки-игры из серии «Досуг бойца», изданные Художественным фондом СССР по заказу Куйбышевского областного отдела «КОГИЗа» («Книготорговое объединение государственных издательств»). Открытки печатались в годы Великой Отечественной войны и предназначались для бойцов Красной армии, которые могли скоротать свободное время игрой в простые настольные игры. На выставке представлены также журнальные версии игр-«ходилок», в которых фишки перемещаются по полю, исходя из количества очков, выпавших на кубике. Задача игрока – прийти к финишу быстрее соперников, по возможности минуя штрафные пункты и попадая на бонусные. Характер штрафа или бонуса определялся правилами и сюжетом игры. – Рост популярности подобных «ходилок» в СССР связывают с игрой «С утра до вечера», посвященной повседневным делам советских пионеров, – продолжает Кирилл Конев. – Она была опубликована в первом номере за 1944 год журнала «Мурзилка». Авторами текста стали писательница Наталья Кончаловская и актриса Рина Зеленая, рисунки выполнены Наталией Ушаковой, известным журнальным графиком и иллюстратором детских книг.
Особый характер имела графика в изданиях для детей. Детский календарь на 1950 год, который представляет собой сборник разнообразной по жанру познавательной информации, оформлен ярким визуальным рядом. Часть страниц издания исполнена как отдельные цветные вкладыши с пояснениями, из которых можно было самостоятельно изготовить карточки или фигурки для настольной игры. В 1956 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста был основан детский юмористический журнал «Веселые картинки». Он публиковал на своих страницах развлекательные и развивающие материалы, в том числе и настольные игры. Отдельные номера полностью отводились загадкам. Выпуск «Веселых картинок» №11 за 1958 год, в котором представлено 15 различных вариантов загадок, можно увидеть на выставке.
Игра «Микромакро», по её мнению, тоже отсылает к старым книжным традициям, опираясь на формат Wimmelbuch / виммельбух – детских развивающих книжек-комиксов. – Но создатели этой игры вдохнули новую жизнь в привычный поиск деталей в насыщенной элементами иллюстрации, превратив их все в улики, объединённые в сценарий. На одной карте таких сценариев много, поэтому легко запутаться, от этого только сильнее пробуждается азарт, – уточняет Дарья. – В целом, мне кажется, современные игры больше обращаются к чувствам и эмоциям игроков, вне зависимости от механики. Особый экспонат выставки – настольное дополнение к игре «Трое в горах, не считая Алисы», базовая и делюкс версии. Игра создана в рамках совместного проекта Томского областного художественного музея и Научной библиотеки Томского государственного университета и работает как сценарий для навыка «Путешествие с Научкой» для голосового помощника «Алиса». Передвигаясь по Томску и Алтаю, игрокам нужно принимать решения за путешественника из 1912 года, желающего открыть курорт. В формате аудиоспектакля игра представляет выдающихся исторических личностей, погружает в реалии начала XX века и помогает игрокам открыть новое не только в истории Сибири, но и в самих себе. Напоминаем, что Международный месяц игр (IGM) — ежегодный праздник игр, развлечений, библиотек и обучения, к которому может присоединиться любая библиотека мира. RSS подписка на новости Научной библиотеки
|