Марк Азадовский и Сибирский научный кружокСерия «Истории книжных раритетов». Выпуск 47
Среди хранящихся в фонде Научной библиотеки архивных коллекций есть материалы о деятельности Сибирского научного кружка при Томском университете, переданные в библиотеку в 1922-23 гг. Кружку, возникшему в 1907 году и стремившемуся связать краеведение с университетской наукой, 100 лет назад – 14 марта 1920 года – было присвоено имя исследователя Сибири Григория Николаевича Потанина (1835 – 1920). К деятельности кружка имели отношение и учёные, пребывание которых в Томске не было продолжительным, – в частности, Марк Константинович Азадовский (1888 – 1954), фольклорист, литературовед и этнограф. Недавно в Научную библиотеку обратился его сын, Константин Маркович – известный литературовед и общественный деятель. Для работы над биографической книгой об отце ему были предоставлены документы, отражающие роль М.К. Азадовского в деятельности Сибирского научного кружка. Константин Маркович Азадовский любезно согласился написать для нашей рубрики об этом эпизоде жизни своего отца.
Свою преподавательскую и научно-библиографическую работу в Томске Марк Константинович успешно сочетал с руководством студенческим Тургеневским семинарием, а также Сибирским научным кружком, уже давно сложившимся при Томском университете (в 1917–1919 гг. он именовался «Сибирский научный кружок учащихся высших учебных заведений г. Томска»). Кружок имел свой устав, избиралось правление и его председатель, работа распределялась по секциям и т.д. Азадовский возглавлял Кружок в осеннем семестре 1919/1920 учебного года, и нет сомнений в том, что ему удалось увлечь своих питомцев на путь «родиноведения» и заразить их своим сибирским «патриотизмом». Об этом свидетельствует, в частности, обращённое к нему письмо членов Кружка от 12 февраля 1920 г.: «Многоуважаемый Марк Константинович! Отказавшись от руководства Сибирским научным кружком, получившим после реорганизации в марте 1920 г. имя «потанинского», Марк Константинович, тем не менее, продолжал поддерживать его деятельность. Так, он принял непосредственное участие в организации при Кружке «Курсов родиноведения» (другое название – «Курсы сибиреведения»). Сохранился написанный его рукой список лекторов (26 человек), приглашенных к работе Курсов [отдел рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета. Ф. 6. Оп. 1. № 5]. Он предложил также свой собственный 12-часовой (6 лекций) спецкурс под общим названием «Изучение русской народности в Сибири». Основное его содержание сводилось к следующим темам: «Вопрос о русской народности в Сибири. Постановка вопроса и его изучения. Путешественники XVIII века. Воззрения Щапова и их роль в истории вопроса. П. Ровинский. Д. Анучин. Изучения последних лет. Эпическая традиция в Сибири. Современные задачи изучения. Роль школы в деле собирания и изучения памятников народной словесности в Сибири. Методические указания для записи и собирания» [отдел рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета. Ф. 6. Оп. 1. № 7]. Этот план аккумулирует основные интересы и занятия Марка Константиновича в 1913–1920 гг. Курсы родиноведения начали свою работу 1 марта 1920 г. и продолжались в течение трёх месяцев. О дальнейших связях Азадовского с Сибирским научным кружком, чья деятельность продолжалась в 1921 г. и окончательно прервалась в конце 1922-го, сведений не обнаружено. Константин Маркович Азадовский,
|