Вузовские библиотеки Томска обучают учителей истории и обществознанияДве университетские библиотеки – ТГУ и ТПУ – провели для преподавателей Томского района интересную и насыщенную программу в рамках повышения квалификации «Современные методы и технологии преподавания в рамках обновленных ФГОС: история и обществознание». Также в программе участвовала и Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина. Программа началась со знакомства с прошлым и с настоящим «книжного храма» ТПУ: ведущий библиотекарь Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета Марина Тарасова провела гостей по этажам библиотеки, где они убедились, что и в век интернет-технологий библиотека востребована среди студентов. В отделе сопровождения исследовательской деятельности преподавателей ждала лекция по основам информационной культуры. Начальник отдела Елена Заева рассказала о поиске информации в научных базах данных и поделилась наиболее востребованными среди историков поисковыми системами информационных ресурсов. Заключительным этапом стала беседа учителей и сотрудников отдела социокультурных коммуникаций о воспитательной работе среди молодежи. Библиотекари рассказали о способах ведения социальных сетей, проведении различных мероприятий, внеучебной жизни политехников, которая набирает обороты в уютных залах библиотеки. В Научной библиотеке ТГУ педагогов ждали две экскурсии: обзорная по библиотеке и в уникальный Музей книги. Заведующий сектором читальных залов Андрей Кузьмин рассказал и показал, как в библиотеке площадью более 16,5 тысяч квадратных метров организовано пространство для учебы и исследований, презентаций и обсуждения, хранения фондов и больших событий. Интерес гостей в Музее книги вызвали рукописные и старопечатные книги, прижизненные издания произведений знаменитых писателей и поэтов с автографами. На многочисленные вопросы гостей ответил заведующий отделом рукописей и книжных памятников Кирилл Конев. Директор Научной библиотеки ТГУ Артем Васильев представил участникам программы масштабный проект, платформу «Pro Сибирь» – сервис, на котором в открытом доступе представлено более 127 тыс. источников, включая периодические издания, рукописи, книжные памятники и другие ресурсы, отражающие территориальное, экономическое и культурно-историческое значение Сибири и Дальнего Востока. Он показал, как можно использовать поисковые, аналитические и коммуникационных сервисы платформы для образовательного процесса, подготовки проектов, исследований истории своей семьи, поиска единомышленников. В книгохранилище заведующая отделом основного фонда Екатерина Ивановская рассказала гостям об актуальных форматах культурно-образовательных мероприятий: квестах с использованием технологий дополненной реальности, интерактивных образовательных программах, сформированных вокруг истории книги. Ресурсные возможности для образовательных и исследовательских целей были в центре внимания выступления заведующей отделом обслуживания Вероники Шуберт. Она показала алгоритм работы с электронным каталогом, электронной библиотекой, различными тематическими путеводителями по ресурсам. – Среди учителей истории было приятно встретить выпускников ТГУ и читателей нашей библиотеки. Мы это обнаружили, когда разбирали на примерах, как работает раздел «Коллекции» электронной библиотеки: увидели в списках квалификационных работ фамилии наших гостей. Рада, что по отзывам участников программы повышения квалификации представленные ресурсы разделились на три группы: одни оказались знакомыми, другие вызвали большой интерес, а третьи дали почву для размышлений. Интерес и вопросы – это всегда новый вектор движения, – поделилась Вероника Шуберт. Гостям также рассказали о реализованном проекте «Мобильные полки» и вручили плакаты по истории города и университетов, где по QR-коду можно прочитать книги из вузовской библиотеки. Заведующая отделом библиотечного взаимодействия и технологий Екатерина Тарутина показала на практике, как можно создавать QR-коды и использовать в работе со школьниками, например в подборе литературы, или электронные ресурсы в открытом доступе. Подводя итоги, и сотрудники библиотеки, и педагоги отметили, что встреча была полезной, насыщенной новой информацией. Такие обсуждения служат ценным напоминанием о том, что библиотеки всегда готовы представить новые ресурсы, методы, инструменты, сервисы для развития информационной компетентности, научить с ними работать и активно использовать в педагогическом процессе. |