Заведующий отделом: Шуберт Вероника Дмитриевна
Телефон: 78-51-10
E-mail: haritonova@lib.tsu.ru
Расположение: новое здание библиотеки, 2-й этаж, к. № 44
В структуре отдела:
Международный ресурсный центр
Сектор продвижения коллекций
Сектор читальных залов
Сектор электронной выдачи, учета и анализа
Основные направления деятельности
Информационно-библиотечное обеспечение учебной и научно-исследовательской деятельности Томского государственного университета:
- Оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание пользователей документами и электронными ресурсами дифференцированно, по различным отраслям знаний и видам изданий, в читальных залах и на абонементах.
- Консультирование пользователей, выполнение всех видов справок.
- Взаимодействие с факультетами, кафедрами и научно-исследовательскими подразделениями университета с целью информирования об услугах, ресурсах библиотеки и продвижения услуг, а также информационного сопровождения учебных, инновационных и научных работ:
- индивидуальное информационное обслуживание преподавателей, сотрудников и аспирантов,
- предоставление сведений о новых поступлениях, об имеющихся в библиотеке электронных ресурсах, о порядке доступа к ним;
- электронная доставка документов и услуги МБА.
Мониторинг информационных потребностей пользователей.
Основные услуги (бесплатные)
- Запись пользователей в библиотеку, оформление, выдача и продление читательских билетов.
- Предоставление документов по запросам пользователей.
- Копирование (сохранение) информации из баз данных (при соблюдении условий лицензионного договора или норм авторского права) на электронные носители пользователей.
- Выполнение библиографических и фактографических запросов пользователей.
- Проведение индивидуальных консультаций по поиску и использованию источников информации, в том числе по электронным ресурсам.
- Помощь в присвоении УДК выпускным студенческим работам.
- Виртуальная справочная служба.
- Информирование преподавателей и аспирантов о библиотечных услугах путем электронной рассылки информации, встреч на кафедрах.
- Организация и проведение выставок, встреч с пользователями, массовых мероприятий, обзоров, экскурсий.
Дополнительные услуги (платные)
- Копирование документов из фондов библиотеки.
- Распечатка документов на принтере.
- Сканирование документов из фондов библиотеки.
Историческая справка
Отдел обслуживания как структурное подразделение библиотеки был создан в 1961 году. До этого времени обслуживание пользователей осуществлялось в двух читальных залах, студенческом и научном, и на абонементе.
Создание отдела положило начало организации системы отраслевого обслуживания пользователей. В течение 10 лет было организовано 3 учебно-отраслевых филиала, с читальным залом и абонементом каждый, и 4 читальных зала при студенческих общежитиях.
В 1978 году, после ввода в эксплуатацию нового здания, учебные библиотеки и читальные залы были размещены преимущественно в нем. Одновременно был организован ряд новых читальных залов: зал газет, зал общественно-политической литературы, зал для чтения микрофильмов, зал журналов, фонд которого впервые в библиотеке был представлен в открытом доступе.
Конец 90-х знаменуется кардинальными изменениями в системе обслуживания пользователей, когда библиотека получила грант по программе, финансируемой Европейским Союзом, стала участницей проекта «Развитие управления библиотекой», занялась стратегическим планированием и приступила к внедрению автоматизированной библиотечной системы VTLS. В 1996 году было положено начало поэтапной подготовки отраслевых читальных залов к работе в условиях открытого доступа, объединению отраслевых учебных абонементов в одно подразделение с электронной выдачей документов.
В период с 1997 по 2007 год организовано 4 отраслевых читальных зала с открытым доступом: зал литературы по социально-философским наукам, зал литературы по историческим и филологическим наукам. Художественная литература, зал литературы по экономическим и юридическим наукам, зал литературы по естественным, физико-математическим и техническим наукам. В структуру отдела введены американский информационный центр и немецкий читальный зал. Создана база данных читателей НБ, проведена замена читательских билетов старого образца на пластиковую карточку, организован автоматизированный контроль входа читателей в библиотеку.
Начиная с 2005 года, отдел проводит изучение мнения пользователей по различным вопросам библиотечно-информационного обслуживания.
В 2014 году представлена целевая модель развития отдела, в которой определены «точки роста» отдела, в том числе: трансформация и модернизация традиционных форм библиотечно-информационного обслуживания на основе применения передовых IT-технологий, в соответствии с целями и задачами стратегического развития университета, меняющимися информационными потребностями пользователей; сделан акцент на взаимодействие в виртуальной среде; организацию активного целенаправленного процесса продвижения информации к пользователю, основанного на опережающем развитии разнообразия форм и методов ее получения, преобразования, хранения и доставки на рабочее место пользователя с помощью современных телекоммуникационных систем и технологий.
В рамках концепции развития пространства НБ ТГУ, а также после проведения исследования «Пользователи вузовской библиотеки об организации библиотечного пространства» в структуре отдела организован информационный центр 24/7, в котором круглосуточно представлен доступ к информационным ресурсам, есть «тихие» места для индивидуальной работы и отдыха, а также коворкинговые зоны для общения.
В настоящее время в штате отдела 40 сотрудников.