«Theuerdank»: рыцарский роман Максимилиана ГабсбургаСерия «Истории книжных раритетов». Выпуск 22
Максимилиан Габсбург, будущий император Максимилиан I, родился в 1459 году в замке Нойштадт в Нижней Австрии. Он получил хорошее образование, хотя изучению языков и священного писания предпочитал физические упражнения, охоту и турнирные бои, за страсть к которым получил прозвище «последний рыцарь». Однако, коль скоро речь идёт о книжных раритетах, в личности Максимилиана нам важно другое: амбициозный император был романтиком и поэтом. Но обо всём по порядку.
Но война и не была самой сильной стороной дома Габсбургов. Изречение, вложенное поэтом Вильямом Стирлингом в уста противника Габсбургов, венгерского короля Матвея Корвина, гласит: «Пусть другие ведут войны, ты же, счастливая Австрия, заключай браки, ведь если другим подаёт Марс, то тебе даёт царства Венера». И действительно, в исторической науке на долгие годы сложилось мнение, что своим возвышением дом Габсбургов обязан именно своей матримониальной политике: расчётливым и эффективным династическим бракам. Первым из таких браков была женитьба нашего героя на Марии Бургундской – дочери бургундского герцога Карла Смелого и наследнице бургундского престола – богатейшей и завиднейшей невесте в Европе. Хотя женитьба на Марии Бургундской была политически мотивированной, Максимилиан, как видно, действительно любил свою жену. Сохранились письма, где Максимилиан описывает свою невесту: «Это дама красивая, благочестивая, добродетельная, которой я, благодарение Господу, превесьма доволен. Сложением хрупкая, с белоснежной кожей... Губы чуть полноваты, но свежи и алы. Это самая красивая женщина, какую я когда-либо видел». К сожалению, этому счастью не суждено было продлиться долго. В 1482 году двадцатипятилетняя Мария погибает, упав с лошади во время охоты. Максимилиан был безутешен. Всю свою жизнь он, по свидетельству австрийского дипломата и учёного Иоанна Куспиниана, «не мог удержаться от слез, вспоминая о ней». Он заказывал её портреты, чеканил монеты и медали с её изображением, и, наконец, сделал героиней двух изданных при его дворе сочинений – «Weisskunig» и «Theuerdank». О последнем и пойдёт речь. «Theuerdank» – это рыцарский роман в стихах, в аллегорической форме описывающий сватовство Максимилиана к Марии. Главный герой романа, рыцарь Тойерданк (олицетворяющий, разумеется, самого Максимилиана), совершает путешествие через различные препятствия и опасности, чтобы просить руки своей будущей невесты, прекрасной Эрнрайх. Пережив множество приключений и совершив множество подвигов, герой наконец достигает своей возлюбленной, но, решив, что всё ещё недостоин её руки, отправляется в крестовый поход, совершать великие дела в честь своей прекрасной дамы. Традиция приписывает авторство романа самому Максимилиану; редакторами этого сочинения выступили его личный секретарь Макс Трейтцзарвейн и придворный учёный Мельхиор Пфинцинг (последнему обычно приписывается переложение содержания романа в стихотворную форму, в которой он и был опубликован). Для напечатания романа был отлит специальный шрифт, разработанный секретарём императора Винценцом Рёкнером на основе немецкой готики и воспроизводящий многие элементы каллиграфического рукописного шрифта. Этот шрифт известен как «Фрактура». Первое издание романа было осуществлено в 1517 году в Нюрнберге доверенным печатником Максимилиана Иоганном Шонспергером. Это издание имело очень небольшой тираж, до наших дней оно дошло в единственном экземпляре, который находится в библиотеке университета Ростока. Вскоре, в 1519 году, последовало второе издание. Оно было осуществлено уже в Аугсбурге. Типографом сочинения выступил всё тот же Иоганн Шонспергер. Именно это издание мы предлагаем вашему вниманию. Его жемчужиной, безусловно, являются иллюстрации, выполненные в технике ксилографии – гравюры на дереве. Сочинение разбито на 118 глав, каждая из которых посвящена тому или иному испытанию главного героя. Каждую главу сопровождает одна гравюра, изображающая происходящие в ней события. Эти 118 гравюр были изготовлены по заказу Максимилиана ведущими мастерами-гравёрами того времени: Хансом Бургкмайром, Леонардом Беком, Хансом Шойфелином и другими. Восемь листов в конце книги содержат ключ к аллегорическому содержанию текста и гравюр.
Геннадий Геннадьевич Квитков, Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru. |