Заседание секции библиотек высших заведений РБА в Нижнем Новгороде: подводим итоги17-18 мая 2022 г. прошло заседание секция библиотек высших учебных заведений, в рамках Всероссийского библиотечного Конгресса РБА в Нижнем Новгороде. Секция проходила на базе Фундаментальной библиотеки Нижегородского государственного университета в смешанном формате. В первом дне работы секции участвовали 150 человек: из них 70 дистанционно и 80 очно; во второй день – 90 человек, 60 дистанционных участников и 30 очных. Широко представлена была география собравшихся: Нижний Новгород, Томск, Санкт-Петербург, Омск, Москва, Самара, Калининград, Красноярск, Екатеринбург, Минск и др. За два дня было заслушано 30 выступлений, из них 6 дистанционных. Презентации выступающих доступны по ссылке. Насыщенная работа секции включала четыре мероприятия: приветственное слово Р.А. Барышева, вице-президента РБА, проректора по научной работе Сибирского федерального университета (СФУ) и ключевой доклад «Возможности национальных и федеральных проектов для развития отрасли вузовских библиотек» М.О. Шепеля, председателя секции библиотек высших учебных заведений РБА, директора института дистанционного образования Томского государственного университета (ТГУ); панельная дискуссия по трем курируемым направлениям работы секции; панорама жизни вузовских библиотек и двух круглых столов: «Кадровое развитие отрасли. Федеральный проект «Содействие занятости»: возможности для библиотек» и «Формирование информационных компетенций в цифровую эпоху». На панельной дискуссии были представлены промежуточные результаты рабочих групп по трем курируемым направлениям работы секции: статистические показатели работы вузовских библиотек (руководитель Н.Н. Квелидзе-Кузнецова, исполнительный директор АППОЭР, директор Фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена); анализ кадрового состава и развития профессиональных компетенций сотрудников библиотек вузов (руководитель И.В. Котова, директор Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета); разработка комплекса мер по формированию информационной компетентности обучающихся в вузах (руководитель И.Г. Ольгина, директор Научной библиотеки Омского государственного технического университета).* Руководители групп поделились итогами работы, представили перспективы дальнейшей деятельности групп, а также пригласили желающих активно присоединяться к рабочим группам для совместного анализа ситуации и выработки решений. Выступления вызвали большой интерес участников секции, были высказаны многочисленные предложения, обозначены ключевые моменты для исследований по анализу кадрового состава и обучению студентов информационным компетенциям, подчеркнута важность определения ключевых показателей деятельности вузовских библиотек. – В мае 2021 года меня выбрали председателем секции библиотек высших учебных заведений. Мы начали работу с привлечения внимания к университетским библиотекам зам. министра науки и высшего образования Д.В. Афанасьева, – поделился Михаил Олегович Шепель. – После заседания секции с его участием в сентябре прошлого года в Томске были созданы рабочие группы по актуальным направлениям деятельности секции, которые активно работали и сегодня представили первые результаты. За восемь месяцев коллегами проделана огромная работа. Надеюсь на такую же заинтересованность руководителей и участников групп в дальнейшем. Объединяя наши усилия, мы сможем многое. Панорама жизни вузовских библиотек, где были заслушаны доклады и сообщения библиотечного сообщества, представила широту и многообразие практик, наглядно продемонстрировала точки объединения. Круглый стол «Кадровое развитие отрасли. Федеральный проект «Содействие занятости»: возможности для библиотек», на котором представители ТГУ рассказали о своем опыте создания программ ДПО, обучению слушателей проекта «Содействия занятости», организации обучения онлайн вызвал оживленную дискуссию: всем ли библиотекам нужно включаться в обучение, нужны ли сетевые программы и т.д. Два ключевых выступления на круглом столе «Формирование информационных компетенций в цифровую эпоху» были посвящены итогам первого этапа Всероссийского исследования «Формирование информационной компетентности обучающихся в цифровой среде» (июнь-июль 2021 г.) и предложениям рабочей группы по исследованию о создании Модульной программы по формированию информационной компетентности. Также были представлены лучшие практики библиотек по проведению библиотечно-библиографических занятий в библиотеках Сибирского государственного университета науки и технологии имени академика М.Ф. Решетнева (Красноярск), Уральского федерального университета (Екатеринбург), Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва (Саранск). – Научная библиотека ТГУ провела большую работу по организации работы секции, настойчиво приглашала коллег к активному участию. Сделано несколько рассылок, где были акцентированы актуальные и полезные темы для вузовских библиотек. Результат по количеству участников секции превзошел все ожидания, 150 – это рекордная цифра, – рассказал Артем Викторович Васильев, директор Научной библиотеки ТГУ. – Отмечу живой интерес коллег ко всем мероприятиям секции. Участники продемонстрировали высокую включенность, задавали острые и дискуссионные вопросы, выдвигали свои предложения по организации работы секции. Мы ощущаем консолидацию сообщества и выходим на этап реализации инициатив.
Решения работы секции вузовских библиотек РБА от 17.05.2022 г. 1. Одобрить результаты деятельности трех рабочих групп секции: по статистическим показателям работы вузовских библиотек, анализу кадрового состава, а также формированию и развитию информационной компетентности. 2. Развивать партнерские отношения секции библиотек высших учебных заведений с вузовскими библиотеками Беларуси. 3. Продолжить обсуждение включения русскоязычных ресурсов в Национальную подписку. 4. Сформировать предложения по работе вузовских библиотек в сфере обеспечения технологического суверенитета России. от 18.05. 2022 г. 1. Выработать механизмы профессионального обсуждения и утверждения программ ДПО от лица РБА. 2. Разработать методические рекомендации по методике онлайн-обучения библиотекарей. 3. Разослать аналитическую записку по исследованию «информационной компетентности» членам секции, опубликовать на сайте НБ ТГУ и РБА. К 1 октября 2022г. собрать предложения и замечания по предложенной модульной программе. 4. Расширить сетевое взаимодействие по программам ДПО и увеличить перечень программ обучения.
Запись заседания секции можно посмотреть здесь:
*Фотографии руководителей групп предоставлены АППОЭР |