„Традиции и инновационные процессы в практике школьного дела России“

Краткий библиографический указатель

 

Содержание

От составителя

I. Из истории народного образования и русской педагогики 1.1 Из истории русской педагогики
1.2. Из истории народного образования и школьного дела
Общие вопросы
Воскресные школы
Народные школы
Национальные школы
Школы Сибири
Учительство
Родительские комитеты
1.3 Политика правительства и народное образование
1.4 Земство и народное образование
1.5 Женское образование
1.6. Лицеи. Гимназии
Лицеи
Гимназии
Губернские, столичные, городские гимназии
Женские гимназии
Положения и правила о стипендиях
Частные учебные заведения
1.7. Школьные реформы
Общие вопросы
Классическое образование
1.8. Программы. Методики
Общие программы и правила
Программы и правила отдельных учебных заведений
1.9. Преподавание отдельных предметов
Древние языки
Церковнославянские языки
Словесность
Иностранные языки
Математика. Физика
География
Педагогика. Дидактика
История
II. Современные гимназии, лицеи, колледжи. Возрождение традиций и новые модели школ
2.1 Вопросы реформирования образования
2.2 Споры о школе
2.3 Национальные школы
2.4 Частные школы
2.5 Гимназии
2.6 Лицеи
2.7 Колледжи
2.8 Общеобразовательные учебные заведения г. Томска
2.9 Учительство
2.10 Зарубежный опыт
III. Именной указатель

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Составители: Т. А. Водолазова, Э. В. Сосновская
Библиогр. редактирование Г. Ф. Половцева

Телефон: 53-43-00


 

I. Из истории народного образования и русской педагогики

1.2. Из истории народного образования и школьного дела
Общие вопросы

    1. Александров В. А. Задача и организация школьного дела в уезде. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1882—1884. [Кн. 1. 1881 год]. 1882. [2], 4, 3—80 с.;  [Кн. 2]. 1882 год. 1883. [2], 78 с.; Кн. 3. 1883 год. 1884. [4], 96 с. (198441)
    2. Алексеев Г. Ф. Исторический очерк казанских городских начальных училищ с 1806 до 1890 г. / Сост. учитель Г. Алексеев. Казань, 1890. 64 с., табл. (62271)
    3. Андреев Е. Наши общие и специальные школы. СПб., 1882. VIII, 232 с. (Школьное дело в России). (25894)
    4. Анципо-Чикунский А. А. Историческая записка о Ровенском реальном училище. 1832—1889 / Сост. учитель истории и географии А. А. Анципо-Чикунский, по случаю празднования 50-летнего юбилея училища. Киев, 1894. 148 с. (111692)
    5. Арсеньев К. И. Историко-статистический очерк народного образования в России. Б. м. и г. 32 с. (198682)
    6. А. С-в. Организация средней школы в России в связи с условиями государственной и общественной жизни // Образование. 1903. № 12. С. 84—108.
    7. Баишев И. Н. Школьное образование в Уфимской губернии 1913—1922 гг. // Страницы истории Урала. Пермь, 1995. Вып. 2. С. 79—88.
    8. Безобразов П. В. О среднем и высшем образовании. М., 1903. 111 с. (61105)
    9. Белов И. Как устроить самыми простыми, находящимися под руками, средствами разные кабинеты и учебные пособия при сельских школах. СПб., 1872. 23 с.: ил. (200373)
    10. Белявский А. Исторический очерк развития элементарной школы, в биографиях замечательнейших педагогов и по уставам правительств. Глухов, 1887. 6, 102 с. (201017)
    11. Белявский А. Наша школа // Образование. 1905. № 4. Разд.: Письма из провинции (из Смоленска). С. 46—53.
    12. Боголепов Л. П. Естественно-исторические основы общеобразовательной школы. М., 1910. 92 с. (108724)
    13. Богуславский М. Русская школа графа Игнатьева: [О министре нар. просвещения России П. Н. Игнатьеве, 1915—1916 гг.] // Учительская газета. 1993. 20 апр.( № 17). С. 19.
    14. Бруцкая Л. А. Из истории провинциального гуманитарного образования XVIII  века // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1996. Т. 2. С. 249—251.
    15. Бунаков Н. Русская подвижная школа. СПб., 1881. 78 с. (147505)
    16. Бунаков Н. Школьное дело: Учеб. материал, прораб. на учительских съездах и курсах за 30 лет (1872—1902 гг.). 3-е изд., перераб. СПб., 1906. 231 с. (67392)
    17. Бунаков Н. Школьное дело для народных учителей и учительниц: Лекции, читанные на учительских съездах в Москве, Костроме, Херсоне и Пскове, 1872, 1873 и 1874 гг. СПб.: Тип. Котомина, 1875. V, 441 с. (1-768318)
    18. Бунтарь Г. С. ... Ермолинская школа: Очерки о работе Ермолинской образцовой школы с 1906 по 1934 г. Смоленск, 1935. 136 с. (106957)
    19. В. Г. О школе повышенного типа // Русская школа. 1911. № 7—8. С. 86—103. Задача об углублении начального образования - школа повышенного типа.
    20. В. Ч. Попытка общего учета современного состояния нашего образования // Вестник воспитания. 1912. № 8. С. 187—193.
    21. Василькова Ю. В. Страницы отечественного образования: Из истории России, православия, литературы с древнейших времен до конца XVIII в.: Курс лекций. М., 1996. Кн. 1. 375 с.
    22. Веселовский Ю. Школа в оценке ее бывших питомцев // Вестник воспитания. 1912. № 9. С. 118—136.
    23. Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / Сост. [и авт. вступ. статьи, с. 5—44] чл.-корр. АПН РСФСР проф. В. Я. Струминский. М., 1959. 320 с. Школа в России, 19 в. (634587)
    24. Вессель Н. Х. Профессиональные школы и обучение ремеслам. СПб.: Семья и школа, 1881. 8, 86 с. (1-808766)
    25. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России: Сб. науч. тр. М., 1978 (вып. дан. 1979). 102 с. (1-368106)
    26. Вопросы общественного образования / А. В. - нъ // Вестник Европы. 1892. Т. 4. Июль. С. 355—400. - Рец. на кн.: Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. СПб., 1892. (114576)
    27. Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1829 по 1953 годы. СПб., 1854. XII, 438, 120 с. (1-750202)
    28. Всеобщее образование в России: Сб. ст. М.: Типо-лит. Рихтер, 1902. Вып. 1. 203 с. (1-806341)
    29. Высотский Н. Воспоминания об учебном заведении Р. И. Циммерманна [в Москве в 50—60-х гг. XIX в.] // Вестник воспитания. 1913. № 7. С. 177—187.
    30. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века / АПН РСФСР; Под ред. Н. Г. Казанского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1954. 304 с.
    31. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России в 60—70-х гг. XIX века // Учен. зап. / ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1941. Т. 40. С. 145—218.
    32. Герасимов М. А. К вопросу об организации подвижных школ в России. СПб.: Тип. Дома призрения малолетних бедных, 1881. 31 с. (1-788341)
    33. Деркачев И. Как школу построить и устроить?: Заметки и указания И. Деркачева. СПб.: Полевой, 1876. X, 175, 6 с., ил., 1 план. (156007)
    34. Дерюжинский В. Ф. Народное образование в России. [СПб., 1900]. 22 с. (61665)
    35. Днепров Э. Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX -начало XX века). М. 1991. 34 с.
    36. Дороговизна обучения // Образование. 1896. № 9. Разд.: Хроника. С. 110—111.
    37. Дубровский А. Сведения по статистике народного образования в Европейской России. 1872—1874. СПб., 1879. XXVI, 136 с.; 1 карта. (23574)
    38. Егоров С. А. Ярославская юридическая школа: [Ист. обзор] // Советское государство и право. 1988. № 11. С. 131—137.
    39. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России до Великой Октябрьской социалистической революции / Сост. и авт. вводных очерков Ш. И. Ганелин. М., 1974. 527 с. История Ярославского Демидовского юридического лицея. (1-172652)
    40. Езерский Ф. В. Государственная система школ. Статьи Ф. В. Езерского. СПб.; М., 1901. 80 с. (87923)
    41. Жулинская Э. В. Взгляды Юрия Крижанича и Яна Амоса Коменского на школьное образование (вторая половина XVII века) // Славяноведение. 1993. № 1. С. 44—56. Библиогр.: 38 назв.
    42. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России: [Очерки]. М., 1978. 160 с. (1-340754)
    43. Задача и устройство средней школы. Три доклада: Ганса Корнелиуса, Эрнста Рейзингера, Георга Кершенштейнера. СПб., 1911. 72 с. (Б-ка шестой С.-Петербургской гимназии; Вып. 2). (74631)
    44. Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ. СПб.: Тип. Акад. наук, 1862. Ч. 1. (172978) 6, 397 с.; Ч. 2. (172979) 2, 635 с.; Ч. 3. (172980) 4, 574 с.; Ч. 4. (172981) 3, 606 с.; Ч. 5. (172982) 6, 627 с.; Ч. 6. (172983) 5, 654, 6 с. (1 827955)
    45. Записка по вопросу о всеобщем начальном обучении, с приложением сведений о начальном образовании в России за 1903 г. СПб., 1906. 11, 131 с. (88543)
    46. Звягинцев Е. Из отчетов и обзоров состояния народного образования // Вестник воспитания. 1914. № 7. С. 102—123.
    47. Звягинцев Е. Из хроники народного образования. Смета расходов министерства народного просвещения на 1914 год. Разрешение второго съезда представителей учительских обществ // Вестник воспитания. 1913. № 8. С. 40—56.
    48. Зейдель Р. Демократия, наука и народное просвещение. (Их взаимоотношения и взаимодействие) // Русская школа. 1914. № 5—6. С. 179—198;  № 7—8. С. 156—176.
    49. Зимичев А. М. Быть ли русской элите? // Славянин. СПб., 1996. № 1. С. 33—43. Проблемы элитарного образования в России в 19 веке и в современной России.
    50. Знаменский С. Средняя школа за последние годы: Ученические волнения 1905—1906 гг. и их значение: Общий очерк и материалы. СПб., 1909. 296 с. (56572)
    51. Зоргенфрей Г. Вопросы современной школы. СПб., 1907. 83 с. (299889)
    52. Зоргенфрей Г. Отчеты средне-учебных заведений за 1913/14 учебный год // Русская школа. 1914. № 7—8. С. 108—112.
    53. И. Л. Школьное дело в Саратовском уезде // Земское дело. 1912. № 18. С. 1131—1133.
    54. Из истории дореволюционной и советской школы и педагогики: [Сб. ст.]. Калинин, 1971. 154 с. (1-085345)
    55. Иорданский Н. Условия осуществления всеобщего обучения в России: (Доклад, прочитанный на 1 Всероссийском съезде по вопросам народного образования) // Русская школа. 1914. № 1. С. 1—23;  № 2. С. 13—32.
    56. Исследование положения начального народного образования в Вятской губернии с проектом школьной сети для введения всеобщего обучения. Вятка: Губ. земство, 1900. Вып. 1. 265 с.; 1902. Вып. 2. 417 с. (85838)
    57. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25—летие его существования. (1875—1899 гг.). Оренбург: Типо—лит. Ефимовского, 1901. Вып. 1. 301 с. (1910—95)
    58. Историко—статистический очерк общего и специального образования в России. СПб., 1883 (Обл. 1884). 259 с.
    59. Казимиров Н. Статистика общедоступности начального обучения в Московской губернии. М., 1909. 116 с. (Материалы по статистике Московской губернии; Вып. 1). (1—768334)
    60. Каллаш В. В. Очерки по истории школы и просвещения. М., 1902. 5, 272 с. (100278)
    61. Кареев Н. Идеалы общего образования. СПб., 1901. 8, 159 с. (118102); То же. [Фрагм. из одноим. кн. рус. историка и философа (1850—1931)] // Вестник высшей школы. 1992. № 1. С. 81—86;  № 4/5/6. С. 81—92.
    62. Кареев Н. И. Об идеалах общего образования в России // Мир человека. СПб., 1994. № 1. С. 33.
    63. Кареев Н. И. Основная цель общего образования // Мир человека. СПб., 1994. № 1. С. 34—35. Перепечатка статьи 1917 г.
    64. Кареев Н. Что такое общее образование? С прилож. статей "О желательном отношении молодежи к науке". Одесса: Бейленсон и Юровский, 1895. 64 с. (107754)
    65. Карнович Е. О разработке статистики народного просвещения в России. СПб., 1863. 146 с. (148175)
    66. Карпенко С. Современные мысли и предположение о повсеместном обогащении, просвещении, прочном образовании и благонадежном воспитании народном средствами необременяющими правительство: Проект Степана Карпенко. СПб.: Тип. Акад. наук, 1860. 70 с. (1—636034)
    67. Кащенко В. П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 480—487. (1—745746)
    68. Кеппен П. И. Материалы для истории просвещения в России, собираемые Петром Кеппеном, членом разных учебных обществ.    СПб.: Тип. Карла Крайя, 1827. № 3. 260 с. (В—22542)
    69. Китаев В. А. Государственная школа в русской историографии: время переоценки? // Вопросы истории. 1995. № 3. С. 161—164.
    70. Клоссовский А. Материалы к вопросу о постановке среднего образования в России. Одесса, 1904. 52 с. (62707)
    71. Князьков С. А., Сербов Н. И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. М.: Польза, 1910. 240 с. (308143)
    72. Коваленский М. Н. Средняя школа // История России в XIX веке. СПб., 1907. Вып. 14. С. 128—160. (260338)
    73. Константинов Н. А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. 2—е изд., испр. и доп. М., 1953. 272 с. Начальное образование со времен XI в. до 1917 г. (516969)
    74. Корнилов И. П. Задачи русского просвещения: Сб. ст. СПб., 1902. VII, 443, II с. История русской школы, русских и польских школ в западных губерниях до 1803 г., русской начальной народной школы до 1864 г. (73128)
    75. Корф Н. А. Наше школьное дело: Сб. ст. по училищеведению. М., 1873. 431 с. (24941)
    76. Корф Н. А. Русская начальная школа. СПб., 1876. XIV, 281 с. (148121)
    77. Крыжановский П. М. Средние общеобразовательные учебные заведения // Ковалевский Е. П. Народное образование на Всероссийской выставке в Н.—Новгороде в 1896 г. СПб., 1897. С. 65—118.
    78. Куликов В. В. Меценатство в образовании: (Тул. край): [Ист. аспект] // Лицей на Пушкинской. 1996—97. № 6—7. С. 53—54.
    79. Куломзин А. Н. Доступность начальной школы в России. СПб.,1904. IV, 149 с. (58855)
    80. Лавринович Ю. О состоянии народного образования в С.—Петербурге // Образование. 1897. № 9. С. 74—85.
    81. Лапшов И. Внутренняя жизнь средней школы // Русская школа. 1912. № 1. Разд.: Педагогическая хроника. С. 60—68.
    82. Лапшов И. Съезды по вопросам среднего и начального образования в России // Русская школа. 1912. № 2. Разд.: Педагогическая хроника. С. 72—80; № 3. С. 85—98.
    83. Лебедев Н. А. Исторический взгляд на учреждения училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 год. СПб., 1875. 225 с. (66928)
    84. Лебедев П. Школа Левицкой в Царском Селе [XIX в.] // Народное образование. 1992. №  9/10. С. 89—94.
    85. Левицкая Е. С. Школа Левицкой (отрывки) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала  XX в. М., 1990. С. 490—499. (1—745746)
    86. Лисовский Н. М. Среднее образование // Россия: Энциклопедический словарь. Л., 1991. С. 398—400.
    87. Лисовский Н. М. Средние (мужские) общеобразовательные учебные заведения // Россия: Энциклопедический словарь. Л., 1991. С. 392—393.
    88. Лихачев Д. С., Благово Н. В., Белодубровский Е. Б. Школа на Васильевском: Кн. для учителя: [О школе, созданной К. И. Маем в Петербурге в 1860 г.]. М., 1990. 157 с. Библиогр.: с. 157—158. (1—746933)
    89. Макеева И. Ф. Из истории средней школы в Симбирске в конце XVIII — первой четверти XIX вв. // Симбирский вестник. 1994. Вып. 2. С. 31—36.
    90. Малиновский Н. Что сделано за сорок лет московским городским управлением по народному образованию // Русская мысль. 1904. № 12. С. 1—38; № 4. С. 40—54; № 9. С. 51—67.
    91. Малиновский Н. П. Из хроники народного образования в России // Русская школа. 1912. № 9. Гл. 2: Средняя школа. С. 90—99.
    92. Малиновский Н. П. Некоторые выводы по данным школьной переписи 1911 г. // Русская школа. 1911. № 5—6. С. 71—93.
    93. Малиновский Н. П. Хроника народного образования в России. Народное образование в 1911 г. по данным Министерства народного просвещения  // Русская школа. 1914. № 1. Разд.: Критика и библиография. С. 37—53; № 2. С. 62—77; № 3, Разд.: Педагогическая хроника. С. 54—56.
    94. Малиновский Н. П. Хроника народного образования в России. Смета расходов Министерства народного просвещения на 1912 год  // Русская школа. 1911. № 12, Разд.: Критика и библиография. С. 55—72.
    95. Манасеина М. М. Об общем образовании и образованности (отрывки) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX —начала XX в. М., 1990. С. 410—411. (1—745746)
    96. Марков. О школьной молодежи (По данным одной анкеты) // Вестник воспитания. 1913. № 5. С. 178—206; № 6. С. 162—199.
    97. Марков Е. Грехи и нужды нашей средней школы. СПб., 1900. 132 с. (85537)
    98. Марков Е. Теория и практика Яснополянской школы: Педагогические заметки тульского учителя // Русский вестник. М., 1862. Т. 39. С. 149—189. (П—80461)
    99. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I. СПб.: Тип. Ф. С. Сущинского, 1866. Ч. 2. 220 с. В конце текста авт. М. Сухомлинов. (1—710005)
    100. Медынский Е. Н. Развитие школы в России: [дореволюц. период] // БСЭ. М., 1933. Т. 62. С. 452—454.
    101. Медынский Е. Н. Какой была школа до Октябрьской революции. М.; Л., 1931. 16 с.
    102. Менделеев Д. И. "Для обогащения нужно просвещение, а просвещение немыслимо без обогащенья" // Менделеев Д. И. Границ познанию предвидеть невозможно. М., 1991. С. 401—412. (1—759229)
    103. Менделеев Д. И. Заметки о народном просвещении  России. СПб., 1901. 67 с.; То же // Менделеев Д. И. Сочинения. Л.; М., 1952. Т. 23. С. 63—123. Содерж.: Экзамены. С. 65—74; О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей. С. 75—98; Общеобразовательные гимназии. С. 99—123. (183283, 484210)
    104. Меньшикова Е. А. Школа и общество: [Из истории рус. дореволюц. шк.]  // Начальная школа. 1992. № 4. С. 4—10.
    105. Меры к повсеместному распространению грамотности в народе. СПб.: Синодальная тип., 1892. 35 с. Отд. отт. из "Правительств. вестн." за 1892 г., № 90. (77053)
    106. Миклашевский И. Вопросы народного образования // Образование. 1899. № 5—6. С. 116—136.
    107. Михайлова М. Московские средние школы в конце XIX— начале XX в. // Мир образования. 1997. № 7—8. С. 60—62.
    108. Михайлова М. В. Экспериментальные школы дореволюционной России // Новые исследования в педагогических науках. М., 1977. № 1 (29). С. 8—12. (1—286226)
    109. Модестов В. И. Школьный вопрос: Пятнадцать статей В. И. Модестова. 2—е доп. изд. СПб.: Гартье, 1880. 11, 220 с. (85479)
    110. Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века: (Из истории обществ.—полит. мысли России). М., 1994. 216 с.
    111. Московское совещание по вопросам о средней школе. М., 1899. Вып. 1: Труды общих собраний и комиссий по вопросам , общим для всех типов средней школы. 35, 376, 318 с.; Вып. 2: Труды I группы по организации классической гимназии. 18, 172, 105 с.; Вып. 3: Труды 2—й и 3—й групп по организации гимназии (типы 2 и 3). 18, 85, 240 с.; Вып. 4: Труды 4—й группы по организации реальных училищ. 18, 99, 210 с.; Вып. 5: Труды 5—й группы по организации единой прогимназии без греческого языка и по организации единой образовательной школы. 18, 64, 124 с.; Вып. 6: Ответы профессоров императорского Московского университета и императорского Московского технического училища на вопросы, предложенные им о средней школе. 292с.
    112. Мусин-Пушкин А. А. Сборник статей по вопросам школьного образования на Западе и в России. (По личным наблюдениям). СПб., 1912. Т. 1. VI, 415 с.; Т. 2. 414 с. (146054)
    113. Мусин-Пушкин А. А. Среднеобразовательная школа в России и ее значение. Пг., 1915. 163 с. (93572)
    114. Народное образование в Воронежском уезде. Воронеж: Изд. Воронеж. губ. земства, 1885. II, 116 с. с планами и диагр. (58177)
    115. Народное образование в Вятской губернии (1916—1925 гг.) / Центр. стат. упр. Вятского губ. стат. бюро. Вятка, 1926. II, 51 с. (1—842578)
    116. Народное образование в Вятской губернии за последние десять лет. (1864—1874 г.). Вятка: Вятское губ. земство, 1875. 348, III с. (25166)
    117. Народное образование в 10 губерниях Царства Польского за 90 лет, 1816—1906. Его успехи и развитие за последнее сорокалетие. Низшие, средние и высшие школы. Университет. Варшава: Тип. Варшав. учеб. окр., 1907. 152 с.
    118. Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма: Малоисслед. пробл. и источники: Сб. науч. тр. М.: НИИОП, 1980 (вып. дан. 1981). 294 с. Народное образование в России, 19—20 вв. (1—464041)
    119. Народные училища в Казанской губернии. Цивильский уезд: Материалы для истории народного образования. Казань, 1889. 72, XXIV, VI с. (62274)
    120. Начальное народное образование в России / Под ред. членов Совета бывшего С.—Петербург. ком. грамотности Г. Фальборка и В. Чарнолуского. СПб.: Народная польза, 1900—1905. Т. 1: Статистические таблицы по уездам, городским поселениям и селениям Империи. 1900. XX, 407 с.; Т. 2: Статистические таблицы по губерниям и районам Империи. 1900. 39, 418 с.; Т. 3: Статистические таблицы по уездам, городским поселениям и селениям Империи и комбинационные таблицы по губерниям и районам Империи. 1905. XVI, 457 с.; Т. 4: Комбинационные таблицы по губерниям и районам Империи. 1902. 28, 400 с. (1—783440, 1—783439, 1—783441)
    121. Начальное народное образование в Харьковской губернии / Сост. П. Фомин; Харьковская губ. земская управа. Харьков: Типо—лит. Зильберберг, 1899. (1—818540)
    122. Начальные народные училища Вятской губернии: Краткий очерк возникновения и развития с 1786 по 1898 г. Вятка, 1900. 54 с., 8 л. табл., 2 л. план. (61527)
    123. Начальные училища Тверской губернии в 1903—1904 учебном году. Тверь: Губ. зем., 1904. 27 с. (55358)
    124. Невская В. П. Развитие школьного образования на Ставрополье в XIX — начале XX века // Вестник Ставропольского государственного университета. Социально—гуманитарные науки. Ставрополь, 1995. Вып. 1. С. 85—91.
    125. Немирова О. Г., Новикова Е. В., Уткина А. В. Курганская школа в XIX — начале XX века / Курганский педагогический институт, Курган. обл. общество краеведов. Курган, 1993. 137 с. Библиогр. в примеч.: с. 134—135.
    126. Николаев А. Для чего нужно всеобщее обучение. М.: Труд и воля, 1906. 60, 3 с. (1—707617)
    127. Никонов Д. В боязни лжи — источника пороков... Или несколько страниц из прошлого Российской школы: [О роли попечительских советов] // Директор школы. 1994. № 3. С. 48—52.
    128. Новиков А. Записки о сельской школе. СПб: Тип. Стасюлевича, 1902. 202 с. (67663)
    129. Образовательные поездки в средней школе: [Сб.]. 2—е изд., перераб. и доп. СПб., 1912. 347 с., 13 л. ил., диагр. и порт. Содерж.: Н. Березин. Значение экскурсий в учебном и воспитательном деле; К. Ягодовский, Н. Березин. Географические и естественно—исторические экскурсии; А. Смирнов. Исторические экскурсии. (284329)
    130. Об освобождении детей служащих от платы за учение в разных учебных заведениях // Настольная книга по народному образованию. СПб., 1901. Т. 2. С. 842—845. (280515)
    131. Обухов А. М. Ближайшие практические вопросы народного образования в России. М.: Сотрудник школы, 1910. 20 с. (73322)
    132. Обухов А. М. Принцип единой школы: (Критич. очерк). М.: Сотрудник школы, б. г. 52 с. (74688)
    133. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861—1917): [Учеб. пособие для студентов пед. ин—тов]. М.: Просвещение, 1982. 208 с. Библиогр.  в конце глав. (1—480826)
    134. Очерк положения начального образования в Смоленской губернии в 1897—98 учебном году. Смоленск: Типо—лит. Гуревич, 1901. 255 с. (86978)
    135. Очерк положения начального образования в Смоленской губернии в 1903 году. Смоленск: Изд. Смолен. губ. земства, 1904. II, 75 с. (62844)
    136. Очерк состояния начального народного образования в Полтавской губернии. Полтава, 1897. V, 417, 11 с., 6 табл. (82181)
    137. Очерки истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Сост. С. А. Князьков, Н. Н. Серебров. М., 1910. 240 с. (308074)
    138. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — первая половина XIX в. / Отв. ред. М. Ф. Шабаева. М.: Педагогика. 1973. 608 с. Библиогр.: с. 565—586. Указ. имен: с. 587—600. (1—129819)
    139. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика. 1976. 600 с. (Акад. пед. наук СССР. НИИ общей педагогики). Список лит.: с. 563—584. Указ. имен: с. 585—596. Школа в России, 19 век. (1—258361)
    140. Паршин А. Школьное дело России. М., 1916. Вып. 1. 202 с.
    141. Песковский М. Л. Обязательный минимум образования. СПб.: Тип. Скороходова, 1895. III, 98 с. (68276)
    142. Поле Т. Не верьте мифу: Школа в России в XVIII в. // Литературная Россия. 1991. 4 окт. (№ 40). С. 22—23.
    143. Положение о начальных народных училищах. Утв. 25 мая 1874 г. (Перепечатано из свода законов Т. XI, Ч. 1, изд. 1893 г.) Б. м. и г. 12 с. (120915)
    144. Поляков С. Научное творчество и школьное обучение // Русская школа. 1912. № 7—8. С. 209—220.
    145. Последнее десятилетие в истории народного просвещения в России. М., 1876. 55 с. (147932)
    146. Потапчук О. М. Исторические традиции русского образования // Историческая традиция. Бийск, 1997. С. 41—50.
    147. Проект нормальной школьной сети для Костромской губернии. Кострома: Типо—лит. Грузинцево, 1908. 41 с. (56459)
    148. Пыльнев Ю. В., Рогачев С. А. Школы и просвещение Воронежского края в XVIII веке. Воронеж: Квадрат, 1997. 86 с. Библиогр.: с. 81—85.
    149. Р. Г. Из жизни средней школы (Хроника) // Вестник воспитания. 1911. № 4. С. 73—94;  № 5. С. 81—107;  № 9. С. 80—103; 1912. № 1. С. 67—93;  № 5. С. 117—147;  №. 8. С. 79—107;  1913. № 1. С. 78—109;  № 5. С. 100—125;  № 9. С. 83—105; 1914. № 1. С. 83—104;  № 3. С. 96—119;  № 6. С. 86—104;  № 7. С. 66—79;  № 8. С. 80—93;  № 9. С. 91—110.
    150. Рачинский С. Заметки о сельских школах. СПб, 1883. 123 с.  (299426)
    151. Рачинский С. А. Сельская школа: Сб. ст. 3—е изд., доп. СПб.: Синод. тип., 1898. 371, 6 с. (112960)
    152. Резолюции 1 Всероссийского съезда по вопросам народного образования и краткие сведения о нем // Русская школа. 1914. № 1. С. 70—99; № 2. С. 87—106.
    153. Рейнгардт А. Н. История начальной школы в Орловской губернии: Очерк деятельности уездных земств по народному образованию.  Орел: Орлов. губ. земство, 1897. 57 с. (82180)
    154. Репина Е. К вопросу о светской  школе // Русская школа. 1917. № 9—12. С. 1—16.
    155. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802—1902. СПб., 1902. 785 с. Содерж.: Среднее и низшее образование в России. Женское образование. Образование евреев. Частные училища. Проекты новых уставов. Выяснение недостатков среднего образования. Устав гимназий и прогимназий 1864 г. Средние школы. Академический университет и гимназии и др. (52083)
    156. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVII—XIX веках. СПб., 1912. Т. 1. 9, 679, 48 с. (107115)
    157. Розанов В. В. Из дел нашей школы // Мир человека. СПб., 1994. № 1. С. 27—31. Перепечатка статьи 1910 г.
    158. Розанов В. В. Сумерки просвещения: Сб. ст. по вопросам образования. СПб.: Перцов, 1899. 240 с.; То же [Сб.] / Сост. и авт. очерка о В. В. Розанове, с. 595—621, В. Н. Щербаков. М., 1900. 620 с. (102412, 1—756926)
    159. Роков Г. Некоторые черты современной школьной молодежи // Вестник воспитания. 1911. № 7. С. 112—148.
    160. Романов А. П. Официальная политика начальной крестьянской школы в России (2—я половина XIX — начала XX века) // Вестник Челябинского университета. Сер. 1, История. 1998. № 1. С. 81—87..
    161. Русская школа и педагогическая мысль первой половины XIX в. / М. Ф. Шабаева, Н. Н. Кузьмин, Ф. С. Озерская и др. // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — первая половина  XIX в. М., 1973. Разд. 3, гл. 12—20. С. 195—388.
    162. Руткевич М. Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // СоцИс: Соц. исслед. М., 1996. № 11. С. 3—17. Социальная роль школы в дореволюционной России. О социальной роли советской школы. Школа и общество в период реформ 90—х годов. К вопросу о кризисе общеобразовательной школы.
    163. Рыжков С. Опыт обследования условий жизни учащихся средней школы // Русская школа. 1912. № 2. С. 75—83. (139819)
    164. С.-Петербургские начальные училища и городские четырехклассные училища, воскресные и частные профессиональные школы, библиотека для учащих и бесплатные читальни в 1895 году. Девятнадцатый год. (1877—1896 гг.). СПб.: Типо—лит. Шредера, 1896. IV, 216 с. (75244)
    165. Сборник истории начального образования в России. [Отд. отт. из дореволюц. журн.]. [Б. м. и г.]. (111736)
    166. Сборник статей по вопросам народного образования в России и за границей. [Б.м. и г.]. 396 с. (84900)
    167. Сивков К. Идеалы городских школьников (по данным анкеты) // Вестник воспитания. 1911. № 4. С. 92—108.
    168. Сиповский В. Д. Образование и школа (отрывок) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 380—381. (1—745746)
    169. Сиповский В. Д. О школьной дисциплине // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 381—390. (1—745746)
    170. Смагина Г. И. Академия наук и Российская школа (вторая половина XVIII в.) СПб., 1996. 164 с. Монография посвящена деятельности Петербургской Академии наук по развитию школьного образования в России. Проекты школьных реформ, опыт АН по организации новых учебных заведений, школьных учебников. (1—845064)
    171. Смирнов А. В. Роль [М. В. Ломоносова] в организации среднего образования // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — первая половина XIX в. М., 1973. Разд. 2, гл. 5, § 3. C. 73—81.
    172. Сперанский Н. Борьба за школу: Из прошлого и настоящего на Западе и в России. М.: Изд. Сабашниковых, 1910. 238 с. (1—821441)
    173. Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям по состоянию на 1 янв. 1909 г. СПб., 1909. 121 с. (119772)
    174. Статистика образования. Показатели образования для России в зависимости от результатов последней переписи населения // Образование. 1897. № 11. С. 227—231.
    175. Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи за 1896 год. СПб.: Печатня Яковлева, 1898. VI, 303 с.; СПб.: Тип. Евдокимова, 1900. Вып. 2: (Данные 1898 года). XLI, 276 с.; СПб.: Слово, 1902. Вып. 3: Опыт сравнительного обозрения успехов начального народного образования в разных местностях Российской империи. 27, 200 с.; СПб.: Слово, 1903. Вып. 4: (Данные 1900 года). 18, 309 с. (1—788137)
    176. Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе (отрывок) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 76—86. (1—745746)
    177. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения / Сост. Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1991. 368 с. Из содерж.: О наших гимназиях, с. 32—67; О воскресных школах, с. 68—70; По поводу преобразования реальных гимназий, с. 71—83; Мысли о наших экзаменах, с. 84—103; Заметки о русской школе, с. 148—199; О преподавании русской литературы, с. 296—317 и др.
    178. Стратонов Е. Текущие вопросы начального образования и низшей школы. М.: Тип. Холчева, 1910. 139, II с. (73334)
    179. Студеникин М. Т. Внегосударственные формы обучения в самодержавной России // Педагогика. 1994. № 4. С. 90—93.
    180. Сысоева Е. К. Образовательная политика в России (60—90—е гг. XIX в.) // Педагогика. 1997. № 2. С. 99—105.
    181. Сычев-Михайлов М. В. Из истории русской школы и педагогики XVIII века. М., 1960. 255 с. Краткий указ. произведений М. В. Ломоносова, профессоров Моск. ун—та и их учеников в XVIII в., содержащих их пед. высказывания: с. 252—253. (688657)
    182. Телесные наказания в школе // Образование. 1898. № 2. Разд.: Хроника. С. 84—89.
    183. Трошина С. В. Гувернерство в домашнем образовании России первой половины XIX века: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моск. пед. гос. ун—т им. В. И. Ленина. М., 1995. 16 с.
    184. Ушинский К. Д. Системы образования, принятые в наших министерствах — военном и народного просвещения // Собр. соч. М.; Л., 1948. Т. 3. С. 283—297.
    185. Фальборк Г. А. Всеобщее образование в России. М.: Тип. Сытина, 1908. 212 с. (1—839103)
    186. Федорова О. Русская школа и ее принципы // Мир образования. 1995. № 0. С. 73—75.
    187. Флеров А. Школьные заметки. (О письменных заметках учащихся на уроках) // Русская школа. 1912. № 5—6. С. 129—134.
    188. Флит Н. В. Школа в России в конце XIX — начале XX вв.: Гос. и част. гимназии, прогимназии, домаш. обучение, экстернат: Метод. пособие. Л.: Б. и, 1991. 96 с. Библиогр.: с. 76—77. (1—770445)
    189. Фомина Н. Уроки прошлого — будущему. Художественное просвещение в России (1909—1912 гг.) // Искусство в школе. 1992. № 3/4. С. 28—32.
    190. Фомичев П. В. Развитие общеобразовательной школы в России до 1917 г. Воронеж, 1996. 158 с.
    191. Фортунатов А. Школьное дело // Энциклопедический словарь / Гранат. 7—е изд. М., 1932. Т. 49. С. 644—672; Т. 50. С. 1—197. Общее определение понятия. История школьного дела. Школьное дело в России (до Октябрьской революции).
    192. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России: (До Великой Октябрьской социалистической революции) / Сост. С. Ф. Егоров. 2—е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986. 432 с. (1—605824)
    193. Цирульников А. М. Из тайных архивов русской школы. М.: Педагогика—Пресс, 1992. 128 с. (1—793774)
    194. Чарнолуская Е. Помощь оканчивающим школу в выборе призвания // Вестник воспитания. 1914. № 7. С. 158—170.
    195. Чарнолуский В. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. 1912. № 6. Разд.: Хроника. С. 73—138.
    196. Чарнолуский В. И. Итоги общественной мысли в области образования. СПб.: Знание, 1906. 78 с. (191947)
    197. Чарнолуский В. И. Основные вопросы организации школы в России. СПб.: Тип. Александрова, 1909. IV, 131 с. (1—806123)
    198. Чебышева-Дмитриева Е. Совместное обучение // Образование. 1905. № 11—12. С. 217—224. Совместное обучение мальчиков и девочек.
    199. Чернов Г. И. Страницы прошлого: (Из истории дореволюц. школы Владимирской губернии). Владимир, 1970. 222 с. Библиогр.: 18 назв. (1—053697)
    200. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60—х годов XIX века. М., 1912. 224 с., 4 табл. Содерж.: Педагогическое движение 50—х и 60—х годов, с. 5—25; Русская школа в 60—х годах, с. 26—51; Земская школа до 1905 года, с. 52—80;  Городские школы и школы особых типов. С. 81—91; Церковно—приходские школы, с. 92—106; Народный учитель, с. 107—126; Внешкольное образование, с. 127—141; Современное состояние народного образования в России, с. 142—159; Ближайшее будущее народной школы, с. 203—218. (1—822030)
    201. Шацкий С. Т. Годы исканий: Очерки о дореволюц. школе в России. М.: Мир, 1924. 238 с. ( 1— 818562)
    202. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно—демократических революций: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1984. 246 с. (1—572733)
    203. Школа России накануне и в период революции 1905—1907 гг.: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. М.: Изд—во АПН СССР, 1985. 220 с. (1—600174)
    204. Щеглов С. Народное образование: Две С.—Петербургские школы в первой половине XVIII века. [Б.м.], 1912. 55 с. (1—737546)
    205. Щерба Вл. Из истории русской школы. Ростов н/Д: Донская речь, [1904]. 34 с. (1—817045)
    206. Э. З. Детский труд и народное образование // Образование. 1903. № 1. С. 82—100; 1903. № 4. С. 116—132
    207. Экономическая оценка народного образования: Очерки И. И. Янжула, А. И. Чупрова, Е. Н. Янжула и др. 2—е изд., испр., доп. СПб., 1899. 161 с., 5 л. ил. (86669)
    208. Юзефович Б. Статьи по вопросам народного образования. Киев, 1895. 89 с. (116484)
    209. Юзефович М. В. Чего требует общественное образование? Киев: Унив. тип., 1859. 63 с. (94796)
    210. Яблоновский А. О способах борьбы с забастовками учащихся и о педагогическом такте // Образование. 1905. № 3. Разд.: Родные картинки. С. 78—80.
    211. Янжул И. И. Между делом: Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. СПб.: Тип. Стасюлевича, 1904. 6, 476 с. (310177)
    212. Яцевич Ю. В. Начальное народное образование в Полтавской губернии. Полтава: Изд. губ. земской упр., 1894. 123 с. (1—817704)