„Традиции и инновационные процессы в практике школьного дела России“

Краткий библиографический указатель

 

Содержание

От составителя

I. Из истории народного образования и русской педагогики 1.1 Из истории русской педагогики
1.2. Из истории народного образования и школьного дела
Общие вопросы
Воскресные школы
Народные школы
Национальные школы
Школы Сибири
Учительство
Родительские комитеты
1.3 Политика правительства и народное образование
1.4 Земство и народное образование
1.5 Женское образование
1.6. Лицеи. Гимназии
Лицеи
Гимназии
Губернские, столичные, городские гимназии
Женские гимназии
Положения и правила о стипендиях
Частные учебные заведения
1.7. Школьные реформы
Общие вопросы
Классическое образование
1.8. Программы. Методики
Общие программы и правила
Программы и правила отдельных учебных заведений
1.9. Преподавание отдельных предметов
Древние языки
Церковнославянские языки
Словесность
Иностранные языки
Математика. Физика
География
Педагогика. Дидактика
История
II. Современные гимназии, лицеи, колледжи. Возрождение традиций и новые модели школ
2.1 Вопросы реформирования образования
2.2 Споры о школе
2.3 Национальные школы
2.4 Частные школы
2.5 Гимназии
2.6 Лицеи
2.7 Колледжи
2.8 Общеобразовательные учебные заведения г. Томска
2.9 Учительство
2.10 Зарубежный опыт
III. Именной указатель

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Составители: Т. А. Водолазова, Э. В. Сосновская
Библиогр. редактирование Г. Ф. Половцева

Телефон: 53-43-00


 

II. Современные гимназии, лицеи, колледжи. Возрождение традиций и новые модели школ

2.2. Споры о школе

    1. Аболин Л. М., Сибгатуллина И. Ф., Мурысин Л. Н. Концепция школы нового типа, программа ее практической реализации. Казань: Карпол, 1995. 31 с.
    2. Алексеенкова Н. В. Новая альтернативная школа и информационные потребности педагогов // Информационные потребности в области педагогики и народного образования на современном этапе и пути их оптимального обеспечения. М., 1992. С. 31—48.
    3. Беликова А. П. Сибирь: региональный подход к проблеме школьного образования // Педагогика. 1994. № 2. С. 23—26.
    4. Бестужев-Лада И. Модернизация школы // Народное образование. 1990. № 8. С. 36—41.
    5. Бестужев-Лада И. В. Школа ХХI века: размышления о будущем // Педагогика. 1993. № 6. С. 103—112.
    6. Богачев А. Ф. Лаврентьевская школа. Новосибирск, 1988. 112 с. Новосибирская физико-математическая школа.
    7. Богуславский М. Идеальная школа ХХ  века: Почему не получилось? // Мир образования. М., 1996. № 1. С. 14—15.
    8. Борисенков В. П. Российская школа: вчера и сегодня: [Ист. и совр. аспекты] // Гуманизация образования. Бийск, 1994. № 1. С. 24—31.
    9. Борисенков В. П. Школа России: прошлое и настоящее // Педагогика. 1993. № 4. С. 3—15; То же // Актуальные проблемы образования. Бийск, 1993. С. 100—111.
    10. Буровский А. М. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и создание новой школы // Педагогика. 1993. № 6. С. 13—17.
    11. Валеологические и культурологические основы петербургской школы: На путях к школе здоровья: [Пробл. пед. валеологии] / [Ю. К. Кузнецов и др.]; Авт. шк. № 85 Петрогр. р-на г. Санкт-Петербурга. СПб.: Petroc, 1995. 280 с.: ил.
    12. Волков И. Предлагаем вариант авторской школы // Педагогический вестник. 1993. № 1.
    13. Волков И. П. Новая система школьного образования // Педагогический вестник. 1994. № 1.
    14. Воронцова З. И. Идет уничтожение государственной системы образования // Народное образование. 1997. № 9. С. 4—6. О ходе школьной реформы в России, 1997 г.
    15. Гельман З. Интеграция общего среднего образования на базе идей истории науки и культуры // Alma Mater. М., 1991. № 11. С. 20—33; № 12. С. 16—29.
    16. Голота А. И. Авторизованная школа: естественная логика становления и обоснования // Вестник Моск. экстерного гуман. ун-та. М., 1994. № 1. С. 20—25.
    17. Гончаров И. Какой быть российской школе // Воспитание школьников. 1993. № 5. С. 8—12.
    18. Гончаров И. Школа отживающая и восходящая: [О принципах создания современной русской школы] // Народное образование. 1993. № 1. С. 12—17.
    19. Гончаров И. Якорь спасения: О возрождении русской школы  — основы национального самосознания // Народное образование. 1991. № 9. С. 31—36.
    20. Горвец Ю. М. Международный детский компьютерный лагерь-школа: [Из опыта работы] // Информатика и образование. 1993. № 6. С. 123—125.
    21. Губанова Т. Типы школ России: [Конъюнктурные региональные и др.] // Учительская газета. 1992. № 10—11. С. 11.
    22. Гуров В., Шинкаренко Н. "Открытая школа" и социально-педагогическая работа с детьми: [Из опыта работы 26-й школы Ставрополя] // Воспитание школьников. 1994. № 2. С. 6—9.
    23. Гурова Р. Вопрос вопросов  — кого мы хотим воспитать // Воспитание школьников. 1991. № 2. С. 2—5. Модель выпускника средней школы.
    24. Данилюк А. Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1997. № 4. С. 24—28.
    25. Данцев В., Головина Г. Во сто крат труднее: [О создании экспериментальной школы саморазвития как модели с пятиступенчатой структурой образования в г. Армавире Краснодарского края] // Народное образование. 1996. № 2. С. 54—55.
    26. Детский центр дополнительного образования "Школа добра" и экспериментальная общеобразовательная школа при Сыктывкарском госуниверситете // Частная школа. 1994. № 3. С. 124—126.
    27. Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. 243 с. (Программа "Обновление гуманитарного образования в России"). Автор вскрывает суть школьных контреформ и псевдореформ. В приложении: Закон Российской Федерации об образовании от 10 июля 1992 года.
    28. Днепров Э. Д. Школьная реформа между "вчера" и "завтра" / Рос. академия образования, Федеральный институт планирования образования Министерства образования РФ. М.: Б.и., 1996. 432 с.: табл.
    29. Долганова В. А., Трубина Е. Г., Шабурова О. В. Языковая школа: возможности элитарного образования // Magister=Магистр. М., 1995. № 2. С. 75—80.
    30. Журавлев И. К., Зорина Л. Я., Лернер И. Я. Дидактическая концепция содержания базового образования // Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М., 1994. С. 162—210.
    31. Залысин И. Ю., Маевская И. Г., Середа Ю. А. Формирование модели современной школы: Из опыта работы школы № 1126 [Москва] // Информатика и образование. 1998. № 1. С. 107—109.
    32. Заславская О., Мошкевич В., Гончарова Е. Школа индивидуального выбора // Народное образование. 1997. № 9. С. 180—183. Учет индивидуальных склонностей учащихся в рамках средней школы: перспективы ситуации в российских школах.
    33. Зорина Л. Я. Проблема содержания базового образования и реформы школы // Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М., 1993. С. 22—38.
    34. Иванов Д. А., Пубельский А. Н. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта на базе экспериментальных площадок // Вопросы методологии. 1992. № 1/2. С. 84—92.
    35. Иванов Ю. Ю. Авторизованная начальная и средняя школа: взгляд в настоящее и будущее // Вестник Моск.экстерного гуман. ун-та. М., 1995. № 1. С. 11—13.
    36. Иванов Ю. Ю. Российские оценки авторизованного образования // Вестник Моск. экстерного гуман. ун-та. М., 1996. № 1. С. 28—31.
    37. Иванова Е. Ю. "Материнская школа": проект и реализация // Россия-2010. М., 1996. № 1. С. 42—43.
    38. Ивашкина Н. В. Проблемы и перспективы развития общеобразовательной школы // Региональная политика Российской Федерации. Саранск, 1993. С. 36—38.
    39. Инновационное движение в российском школьном образовании / Российская академия образования. Ассоциация инновационных школ и центра. М.: Парсифаль, 1997. 415 с.
    40. Карпей Ж. Вслед за Выготским: Некоторые комментарии относительно развивающего обучения // Мир образования. М., 1996. № 5. С. 68—73.
    41. Карпович Д. Н. Становление экспериментальных площадок по созданию коллективных учебных занятий и перспективы их развития в школе № 141 г. Красноярска:  [На базе создания разновозрастных групп] // Коллективный способ обучения. 1995. № 1. С. 12—23.
    42. Кокер Я. М., Лиферов А. П., Устинова Е. С. Организация учебного процесса в глобально-ориентированной школе. Рязань: Изд-во Рязан. гос. пед. ун-та, 1995. 39 с.
    43. Колмогоров А. Н., Вавилов В. В., Тропин И. Т. Физико-математическая школа при МГУ. М.: Знание, 1981. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Математичекая кибернетика", № 5).
    44. Колобова Е. В. Школа для всех // Педагогика. 1993. № 6. С. 35—39. Проблемы реформы школы в России.
    45. Колодин А. Цена реформ и ценности учебы // Народное образование. 1995. № 10. С. 6—12. Проведение реформ в школах.
    46. Концепция современной общеобразовательной и профессиональной школы: [На основе коллектив. способа обучения и воспитания (КСОВ): Вариант ученых г. Красноярска] / Разраб. В. Дьяченко, Ю. Васильев, Г. Кусаинов // Народное образование. 1994. № 2/3. С. 104—116.(Краснояр. технология коллектив. обучения).
    47. Концепция современной общеобразовательной и профессиональной школы. Устав новой школы: (В помощь шк., упр. и отд. образования, метод. службам) / В. К. Дьяченко, Ю. Е. Васильев, Г. М. Кусаинов и др. Новокузнецк, 1994. 59 с.
    48. Корнюшкин Н. П. Рождение новой школы: [Проблемы перестройки школьного образования в Саратовской области] // Пути совершенствования общеобразовательной школы. Саратов, 1992. С. 16—18.
    49. Костенко И. Вернуться к испытанным ценностям // Педагогика. 1994. № 1. С. 125—126. О всех реформах школы после революции с 1918 г.
    50. Кравченко Л. Юношеская школа бизнеса // Воспитание школьников. 1992. № 5/6. С. 9—11.
    51. Круглый М. Как сделать школу личностной // Народное образование. 1991. № 4. С. 60—64.
    52. Кумарин В. Как разрубить гордиев узел? // Народное образование. 1995. № 10. С. 25—28. Кризис школьного образования в России.
    53. Лазарев В. Е., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993. 46 с.
    54. Лацис О. Трансформация гуманитарного образования в России: На пути к новой школе. М.: Интерпракс, 1995. 159 с. Программа трансформации гуманитарного образования в России, совместная с Фондом Сороса.
    55. Леднев В. От идеи к реализации // Народное образование. 1997. № 6. С. 5—10. Проблемы стандартизации среднего образования в России.
    56. Либов Л. Новая модель школы // Народное образование. 1993. № 4. С. 17—18.
    57. Лукин Н. Н. Негосударственные образовательные учреждения: необходимость и приоритеты // Образование в Сибири. 1995. № 1. С. 68—73. О системе открытого образования. НОУ  — это школы, гимназии, колледжи, лицеи различного профиля, частные курсы, духовные школы, школа-пансион, воскресные школы и др.
    58. Матрос Д. Ш. Информационная модель школы // ИНФ: информатика и образование. М., 1996. № 3. С. 1—8.
    59. Меркулов Б. А. Специализированные школы: проблемы и решения // Биология в школе. 1991. № 5. С. 41—44.
    60. Методика прогнозирования развития школы 2000—2005 гг.: Сб науч. тр. / НИИ общей педагогики. М.: НИИ ОП, 1982. 86 с.
    61. Мешалкина К. Н. Профильная дифференциация образования [школьников] // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 60—64.
    62. Мизюлина Г., Степанов Е. Проектируем образ выпускника // Народное образование. 1997. № 6. С. 36—38.
    63. Минченков Е. Е. Разноуровневое обучение: новое как давно забытое старое // Химия в школе. 1994. № 6. С. 2—4. Уровни усвоения химии.
    64. Мирецкая Н. В. Школа Центра гуманитарного образования [г. Обнинск] // Частная школа. 1993. № 1. С. 152—154. Свободная школа от 7 до 17 лет. Школа с углубленным изучением гуманитарных предметов, которые преподаются по оригинальным авторским программам и методикам.
    65. Моисеев А. Мы с вами люди социально озабоченные ...// Частная школа. 1996. № 4. С. 21—31; № 5. С. 14—23.
    66. Монаков В. М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 42—47.
    67. О школе и не только о ней: [Беседа с проф. МГУ М. Прокофьевым] // Alma Mater. М., 1996. № 4. С. 6—10. Значение дифференцированной системы образования в России.
    68. Общее среднее образование России: Сб.нормативных документов, 1995—1996 / Министерство образования Росийской Федерации; [Сост. М. Р. Леонтьева и др.]. М.: Новая школа, 1995. 303 с.
    69. Особенности работы с одаренными детьми в инновационных учебных заведениях: (Метод. рекомендации). Ставрополь, 1993. 93 с.
    70. Первая авторская школа в Ульяновске // Частная школа. 1995. № 2. С. 121—125.
    71. Пинский А. О культурно-образовательных инициативах и инновационных школах // Мир образования. М., 1997. № 3. С. 20—22. В российском образовательном контексте.
    72. Погодина Л. Открыть самих себя: [О создании экспериментальной площадки "Национальная культурологическая русская школа" на базе средней школы № 141 Москвы] // Народное образование. 1994. № 4. С. 43—45.
    73. Положение о федеральной экспериментальной площадке в системе образования Российской Федерации: Проект / Предисл. Е. А. Подосеновой. Федеральная экспериментальная площадка // Народное образование. 1993. № 7/8. С. 16—20.
    74. Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две критические точки современной школы // СоцИс: Соц. исслед. 1994. № 12. С. 59—76.
    75. Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие: Опыт прогр.-целевого упр.: Пособие для рук. образоват. учреждений. М.: Новая школа, 1996. 317 с.: схем.
    76. Проблемы учебного процесса в инновационных школах: Сб. науч. тр. / Под ред. О. В. Кузьмина. Иркутск, 1997. 89 с.
    77. Расчетина С. А., Разина Л. Е., Янгузов З. Ш. Школа ХХI века // Первая научная сессия Отделения образования Петрозаводской академии наук и искусств. СПб., 1993. С. 97—105. Опыт создания школы-лаборатории "Международный социально-педагогический комплекс" на базе школы № 90 Выборгского района  г. Санкт-Петербурга.
    78. Рокитянский В. Экономика школьной реформы [В России] // Открытая политика. М., 1997. № 12. С. 47—51.
    79. Романичева Е. С. Школа на Набережной: [О средней школе с углубленным изучением английского языка № 19 в Москве, отметившей в 1995 г. 115-летие и 60-й выпуск] // Мир образования. М., 1996. № 2. С. 19—20.
    80. Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы: (Проект разработки) // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 100—110.
    81. Руткевич М. Реформа школы и ее последствия // Свободная мысль. М., 1994. № 12—18. С. 46—57.
    82. Рыжаков М. Стандарты образования и современная российская школа // Народное образование. 1995. № 8—9. С. 8—12.
    83. Саркисян И. С. Можно ли перестроить школу? // Образование в Сибири. Томск, 1995. № 1. С. 153—156.
    84. Сейтмеметова Г. Н. Инновационные процессы в современной средней школе: (Социол. аспект): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 1997. 20 с. Современная ситуация в России.
    85. Семенова В. Квадратура круга: Заметки о школьной реформе // Дальний Восток. 1993. № 10. С. 158—164.
    86. Семыкина Г. "Родина, тобою величаюсь ...": [О традициях русской школы] // Народное образование. 1994. № 4. С. 24—28.
    87. Сиволапов А. В. К новой модели обучения: социокультурный подход // СоцИс: Соц. исслед. 1994. № 3. С. 88—92.
    88. Синягина Н., Гурова И., Юренков И. Готовим будущего предпринимателя: [О воскресной школе "Юный менеджер" (Ульяновск)] // Педагогика. 1993. № 5. С. 118—120.
    89. Система работы с одаренными детьми / И. И. Ахтамьянова, С. А. Бронников, М. И. Гарипов и др. Уфа: Изд-во Башкир. ун-та, 1993. Ч. 1. 168 с.; Ч. 2. 132 с. Рассматриваются философские, социальные, психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми, возможности инновационных заведений  — лицеев, гимназий, воскресных школ и др.
    90. Снегуров А. Радости и тревоги преображения: [О становлении и развитии школы с гуманитарно-эстетическим уклоном "Преображение" в Северо-Западном округе Москвы] // Народное образование. 1996. № 1. С. 20—24.
    91. Соловков И. А. Авторская школа профессора С. А. Рачинского // Начальная школа. 1998. № 3. С. 112—115.
    92. Соловков И. А. Опыт Яснополянской школы Л. Н. Толстого //  Начальная школа. 1996. № 4. С. 68—72.
    93. Сосин О. К. Республиканская экспериментальная площадка: [Сунтарская школа II и III ступени как учебное заведение нового типа, создающее опережающую практику] // Народное образование Якутии. 1993. № 1. С. 48—50.
    94. Становление школы нового типа / Е. М. Ибрагимова, В. Г. Сильченко, В. П. Ермосина, Т. И. Серебрякова; Казан. гос. пед. ун-т, Гимназия № 8 г. Казани. Казань: КГПУ, 1995. 46 с.
    95. Степанов Г. М. О новом типе школы // Вестник Мордовского университета. 1990. № 4. С. 61—62.
    96. Степанов С. С. Испытание неравенством: выдержит ли его современная школа? // Magister-Магистр. М., 1996. № 3. С. 91—95.
    97. Терентьев А. А. Российская школа: становление, развитие, перспективы: Социально-философские проблемы. Н. Новгород, 1997. 119 с.: табл. Библиогр. в конце глав и с. 111—118.
    98. Ткаченко Е. Большая перемена: [О реформе российской школы] // Воспитание школьников. 1993. № 2. С. 2—3.
    99. Ткаченко Е. В. Школа обретает региональное лицо // Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования. Саранск, 1994. Вып. 2. С. 25—36.
    100. Управление развитием школы: практические шаги //  Народное образование. 1998. № 4. С. 29—36.
    101. Устав новой школы Российской Федерации: [Проект: Организ. по принципу коллектив. способа обучения (КСО)] // Народное образование. 1996. № 1. С. 73—79.
    102. Федорова О. Русская школа и ее принципы // Мир образования. М., 1995. № 0. С. 73—75.
    103. Фильченкова Э. М., Сулима Н. И. Реформа школы 1958 г.: опыт и уроки // Тезисы докладов второй республиканской научной конференции "История Советской России: новые идеи, суждения". Тюмень, 1993. Ч. 2. С. 80—82.
    104. Фридман Л. Как построить новую школу: (Концепция личностно-развивающего обучения) // Народное образование. 1993. № 7/8. С. 6—11.
    105. Фрумин И. Феномены инновационной школы // Народное образование. 1995. № 7. С. 11—17.
    106. Фрумин И. Д. Выготский: от психологической теории развития к новому видению школы // Педагогика. 1997. № 4. С. 97—103.
    107. Халаджан Н. Н., Халаджан М. Н. Манифест авторизованного возрождения средней общеобразовательной школы ко всем народам и правительствам. М.; Лос-Анджелес, 1996. 48 с., ил.; То же // Вестник Моск. экстерного гуман. ун-та. М., 1996. № 2. С. 15—42. Классическое образование и его социальная эволюция.
    108. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1994. 62 с.
    109. Целищева Н. Стратегический резерв педагогики // Народное образование. 1997. № 6. С. 65—69. Проблемы стандартизации среднего образования в России.
    110. Шадриков В. Д. Народная школа // Высшее образование в России. 1993. № 2. С. 105—114. Необходимость возрождения народной школы в России.
    111. Шапиро М. Крушение школьного мифа: Что происходит в новой русской школе // Новое время. 1998. № 17. С. 34—37.
    112. Шикун А. А. Возрождение российской школы - актуальнейшая проблема всего нашего общества // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1995. Т. 7. С. 70—73.
    113. Шинкаренко Н. "Открытая" школа: нам верят дети и родители: [26-й школы Ставрополя] // Народное образование. 1993. № 7/8. С. 25—27.
    114. Шинкаренко Н. Ф. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми // Педагогика. 1994. № 1. С. 35—38. О деятельности средней школы № 26 г. Ставрополя. С сентября 1991 г. школа стала экспериментальной площадкой межрегионального Центра социальной работы и социальной педагогики Российской Академии образования по теме "Роль семьи в развитии интересов учащихся в условиях школы как открытой социально-педагогической системы".
    115. Школа самоопределения. Шаг второй: [Сб.]. М.: НПО "Школа самоопределения", 1994. 480 с. Поиск нового содержания образования и новых форм педагогического труда в авторской школе.
    116. Шувалова В. Эта трудная дорога обновления // Народное образование. 1994. № 8. С. 3—10. Необходимость обновления системы школьного образования в России.
    117. Шупило К., Глинкин Е. Школа дифференцированного обучения [13-я школа Тамбова] // Народное образование. 1993. № 9/10. С. 52—60.
    118. Щедровецкий Т. Г. Образование и общество: [Проблемы школьной реформы] // Экономика и организация промышленного производства. 1992. № 6. С. 124—130.
    119. Щербаков А. Куда идешь, российская школа? // Российская Федерация. М., 1994. № 13. С. 43—45.
    120. Экспериментальные площадки  — путь к новой школе: [Ст.] // Народное образование. 1990. № 4. С. 56—70. Содерж.: Треть пути / А. Дашкина; Альтернативы пока нет / В. Барсукова, В. Суворов; Теплее становится в душах / И. Лялюгене; Проект утвержден / Н. Александров.
    121. Элитарная школа и судьба страны // Народное образование. 1994. № 2/3. С. 5—18.
    122. Ямбург Е. Педагогическая философия адаптивной модели школы // Мир образования. М., 1996. № 6. С. 46—53. Философско-педагогическая парадигма школьного образования в России.
    123. Яркина Т. Ф. Концепция целостной школы в современной педагогике // Педагогика. 1992. № 7—8. С. 110—116.
    124. Ярославская общеобразовательная школа - банк // Частная школа. 1994. № 1. С. 149—154. (Презентации).